До начала Рамадана осталось полтора месяца. Раджаб и Ша’бан, которые предшествуют Рамадану, тоже имеют свои некоторые особенности. В частности, среди людей распространены различные ошибки, связанные с этими месяцами.
Пост в месяц Раджаб
Относительно выделения именно месяца Раджаб постом в текстах шариата не передаётся ничего достоверного. То же самое относится и к выделению ночей месяца Раджаб отдельным поклонением. Хафиз Ибн Хаджар говорит: «О достоинстве месяца Раджаб, достоинстве поста в течение месяца Раджаб, а также поста в определённые дни месяца Раджаб, о достоинстве определённых ночей для выстаивания намаза – не передаётся достоверного хадиса, который был бы пригоден в качестве доказательства» («Табйину ль-уджб», стр. 11).
Однако некоторые сообщения указывают на желательность поста в «запретные месяцы», к которым относится и Раджаб. Поэтому, если человек будет по этой причине поститься в какие-то дни месяца Раджаб наряду с постом в другие запретные месяцы, то это не будет неправильным.
Пост в месяц Ша’бан
Первая особенность месяца Ша’бан – это месяц, в который желательно поститься; вторая – в этом месяце есть ночь Бараат.
Айша говорила: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился так, что мы говорили, что он никогда не оставляет пост, и разговлялся так, что мы говорили, что он вовсе не постится; и я не видела, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился целый месяц, кроме как в месяц Рамадан. И я не видела, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился в какой-либо из месяцев больше, чем в Ша’бан».
Причина этого становится ясна из следующего хадиса.
От Усамы ибн Зайда приводится: «Я сказал посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я не видел, чтобы ты постился в какой-либо из месяцев больше, чем в месяц Ша’бан». Пророк ответил: «Это месяц между Раджабом и Рамаданом, о котором забывают люди; это месяц, в который поступки людей поднимаются к Господу миров, и я хочу, чтобы мои поступки поднимались к Господу, когда я пощусь» [1].
Пост этого месяца является самым ценным после обязательного поста. Об этом сказано в хадисе: «Лучший пост после обязательного поста месяца Рамадан – пост в месяц Ша’бан».
Последние дни Ша’бана
Запрещено поститься в последний день или последние два дня месяца Ша’бан. Об этом сказано в следующем хадисе: «Кто постился в день сомнения, тот ослушался Абу Касима». Днём сомнения называется последний (тридцатый) день месяца Ша’бан. Такое название он получил из-за того, что люди сомневаются, наступил ли месяц Рамадан и следует ли поститься. Абу Касим – это кунья (прозвище) пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан постом в течение одного или двух дней, за исключением человека, который постился по (какой-либо) причине». Из этого хадиса следует, что в последний день месяца Ша’бан можно поститься тому, для кого этот день совпадёт с днём его обычного поста. Так, например, мусульманин, обычно постящийся в понедельник, имеет право поститься в этот день, если он выпадет на понедельник.
Пост во второй половине месяца
Относительно поста во второй половине месяца Ша’бан учёные высказывают различные мнения. Одни считают, что пост во второй половине месяца запрещён, другие – что пост в это время нежелателен, а запрещён только в последние два дня; некоторые же считают, что пост в эти дни желателен. Утверждающие о запрете поста во второй половине месяца опираются на хадис: «Когда наступит середина Ша’бана, не поститесь». При этом в любом случае дозволено поститься тому, кто соблюдает пост в определённые дни, как это уже было упомянуто выше.
Те же, кто дозволяет пост в эти дни, утверждают, что этот хадис не достоверен, или же что он относится к тем, кого пост в это время ослабит и не даст возможности соблюдать пост в месяц Рамадан.
Также в любом случае не дозволено поститься только вторую половину месяца Ша’бан, не соблюдая поста в первую.
Ночь Бараат
Относительно ночи Бараат мнения учёных также разделились. Некоторые посчитали, что выделение этой ночи не имеет основы в шариате и является нововведением. Такое мнение, в частности, высказал имам Аль-Куртуби в книге «Аль-Бид’ава н-нахью ‘анха»: «Абдурахман ибн Зайд ибн Аслям сказал: «Я не видел ни одного нашего шейха или факиха, который бы обращал внимание на срединную ночь Ша’бана, и я не видел, чтобы кто-нибудь из них приводил хадис Макхуля. Они не считали эту ночь более достойной, чем другие ночи». В то же время сторонники противоположного мнения приводят хадисы, которые некоторые учёные посчитали достоверными, а некоторые посчитали слабыми: «Аллах смотрит на положение всех Своих творений в срединную ночь Ша’бана и прощает всем, за исключением язычника и порывающего связи со своим братом-мусульманином более чем на три дня».
Шейху ль-ислам Ибн Таймия сказал: «Что касается срединной ночи Ша’бана, то о её достоинстве приведены хадисы от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. И также передаётся от некоторых праведных предшественников, что они совершали намаз в эту ночь». Он также сказал: «Совершение мусульманином намаза в эту ночь, при том, что до него это делали праведные предшественники, и он имеет на это доказательство, не порицается». Когда намаз в эту ночь совершается коллективно, это также не порицается, если только это не стало привычкой и в этом не появилось постоянство. Если же выстаивание этой ночи перейдёт в постоянство, то это станет нововведением, о котором сказано в хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Каждое нововведение есть заблуждение».
Определённые виды поклонения в срединную ночь месяца Ша’бан
Нет каких-либо определённых видов поклонения, которые желательно было бы совершать в эту ночь.
Что касается совершения в эту ночь молитвы в сто ракатов, которую многие мусульмане воспринимают как желательную и полагают, что за её совершение можно получить вознаграждение, то она является явным заблуждением и мерзким нововведением. Об этом ясно высказалось множество учёных, таких, как имам Ан-Навави, Ибн Хаджараль-Хайтами, Ибн Кудама аль-Макдиси, Ар-Рамли и другие. А упоминание этой молитвы в некоторых книгах, таких как «Воскрешение наук о вере» имама Абу Хамида аль-Газали, не может служить основанием для её совершения, поскольку хадис, приводимый в этой и других подобных книгах, является вымышленным.
Имам Ан-Навави в книге «Маджму’ шарх аль-мухаззаб» сказал: «Молитва, известная как молитва рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов, и молитва срединной ночи месяца Ша’бан в сто ракаатов являются мерзкими, порицаемыми нововведениями. И не обольщайся их упоминанием в «Кут аль-Кулюб» и «Ихьяулюм ад-дин» и хадисом, приводимым в этих книгах, – всё это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть и исписали бумаги об их желательности, – воистину, они ошиблись в этом. Имам шейх Абу Мухаммад Абдуррахман ибн Исмаиль аль-Макдиси написал о ложности этих молитв драгоценную книгу и преуспел, да помилует его Аллах».
Также имам Ан-Навави сказал: «Она (молитва в ночь Рагаиб) является ложным нововведением, и достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если кто-либо введёт в нашу религию то, что не из неё, это будет отвергнуто». В «Сахихе» приводится: «Если кто-либо совершит поступок, на который не было нашего повеления, он будет отвергнут», а в «Сахихе» Муслима приводится: «Каждое нововведение – заблуждение». При спорах и расхождениях во мнениях Всевышний Аллах повелел обращаться к Его Книге: «Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику», и Он не велел следовать за невеждами или же обольщаться заблуждениями ошибившихся».
Ибн Хаджараль-Хайтами сказал в книге «Тухфату ль-Мухтадж фи шархи ль-Минхадж»: «Молитва, известная как молитва Рагаиб, и молитва середины месяца Ша’бан – мерзкое нововведение. Хадис о них вымышленный. Между Ибн Абдус Салямом и Ибн Саляхом была переписка, и они издали противоположные фетвы относительно этих молитв. На эту тему я написал отдельную книгу, которую назвал «Разъяснение и выявление относительно ночей Рагаиб и середины Шабана».
№12 от 30.03.2018 г.
- 327 просмотров