Дагестана тогда уже не останется

Прежде чем читатель обратится к основному содержанию статьи, мне хотелось бы, чтобы он задался несколькими вопросами. Насколько дагестанцам нужны дагестанские языки? Для чего они нам? Какую ценность они для нас представляют?.. Подумали?

Царская Россия

 

Политика царской России на Кавказе всегда носила колониальный характер. Она выражалась не только аннексией территорий, но и была направлена на уничтожение культурного облика Кавказа и русификацию его населения. Это известный исторический факт. При этом необходимо заметить, что наступление шло не только или не столько на язык и культуру, сколько, в основном, на религию. Её фактически считали препятствием к намеченным целям, поэтому христианизация населения носила первостепенный характер.

 Если на территориях с высокой плотностью мусульманского населения царская администрация не могла предпринимать меры прямого давления на религию, то на территориях с преобладающим русским населением давление на ислам велось тотально. Для этой цели самым активным экспансионистом служила Церковь. Именно она, имея большие привилегии в государстве, активно занималась миссионерской деятельностью среди редеющего мусульманского населения и, естественно, давала «ценные советы» в этой связи царской администрации. Результатом чего было тотальное закрытие мечетей, открытие церквей, пропаганда христианства среди мусульманского населения. Протестующих высылали на другие территории России или вообще выдворяли за пределы страны. В общем, в России велась политика поглощения малых и «покорённых» народов. Если свою идеологическую подпитку в колониальной политике царская Россия имела из имперских амбиций, то умиротворение подчинённых народов она видела в христианизации населения. 

 

СССР

 

В 1917 году в России произошла революция. Советы, идеология которых строилась на основе убеждения «Религия – опиум для народов», в первую очередь взялись за христианство, так как видели Церковь наиболее опасным и сильным врагом, нежели ислам. Ислам для Советов в этой связи был вторичным объектом истребления. Национальная политика в СССР, естественно, в корне отличалась от Царской России. Формационный взгляд на общество и разделение общества на классы не требовало от Советов насильственного культурного ассимилирования малых народов. Наоборот, сохранение культурных особенностей, в том числе и языков, было одним из основных направлений национальной политики в Советском Союзе. Вспомним слова гимна СССР: «Да здравствует созданный волей народов Единый могучий Советский Союз…» «Народы» – именно так смотрели Советы на свою многонациональную страну. Это были не просто лозунги – политика сохранения национальных особенностей народов была первостепенной задачей государства. Языки, культура, национальное искусство – всё это считалось достоянием страны.

Особое внимание уделялось сохранению национальных языков. Они преподавались в школах начиная с подготовительных классов, а в вузах были открыты соответствующие факультеты. Союз писателей под своей крышей объединял секторы по каждому языку. Труды писателей, поэтов переводились как на русский, так и на другие национальные языки как внутри страны, так и за её пределами и становились шедеврами мирового культурного достояния. Сегодня, в какую бы страну я ни поехал, везде известно имя Расула Гамзатова. Но Расул стихи, в основном, писал на аварском, на своём родном языке. Жемчужины поэзии малых народов сначала выходили именно на своих родных языках. Они выражали внутреннюю самобытность, культуру, нравственные особенности малых народов. Это и есть настоящее культурное богатство страны. Советский Союз хоть и воевал с религией, но смог собрать это огромное богатство. Тем самим сохранить если не религию, но хотя бы лицо национальных меньшинств.

 

Россия сегодня

 

Но сегодняшнее правительство России, то ли не понимая этот факт, то ли целенаправленно, выдвигает законопроекты, которые со временем полностью выдавят национальные языки из культурно-общественной среды. Закон о факультативном преподавании родных языков – это фактически медленное уничтожение национального культурного богатства страны, накопленного за десятки лет. Школьные программы, книги, факультеты в вузах, поэзия, литература – всё это со временем сойдёт на нет. Более того, на повестке дня стоит вопрос о переименовании республик в области. Можно уже представить облик «новой России» где-то через пятьдесят лет… Хотел сказать «нового Дагестана», но вспомнил, что Дагестана тогда уже не останется.

Не знаю, какие политтехнологи предлагают Кремлю подобные эксперименты, но для малых народов России подобная политика добром не светит. С другой стороны, это приведёт к тому, что явная и скрытая нелюбовь народа к этим проектам и стоящим за ним силам, начиная с правительства и заканчивая государством как таковым, станет одной из мощных мин, которые взорвутся при ослаблении государственной машины или усилении внешних факторов давления. 

Естественно, возникает вопрос: почему это делается? Является ли это возвращением к «имперской политике» царской России? В таком случае проблема не остановится только на искоренении национальных языков, следующая очередь будет за другими культурными особенностями малых народов, в том числе и религией.

Или же подобная политика продиктована экономическим положением внутри страны, которая под тяжестью западных санкций направлена на всевозможное сокращение бюджетных расходов. В таком случае со временем кризис дойдёт не только до образования, но и до здравоохранения, и простейших средств существования. 

 

Наши

 

Но больше всего поражает позиция наших дагестанских политиков. Кремль-то может сказать, что вопрос был вынесен на голосование и что за законопроект проголосовали наши депутаты. Да, действительно, так и есть. Наши «представители народа» сегодня стали до того марионеточными, до того бессильными, что готовы обе руки поднять за любой предложенный на голосование закон. Сегодня Кремль знает, что почти все чиновники Дагестана замешаны в коррупции, мошенничестве, хищении бюджетных средств, и крепко держит их «за одно место». Конечно, Москва не станет церемониться и будет использовать этот страх при желании продвинуть тот или иной закон. Демонстративный арест чиновничьих акул прогнал сон всех чиновников республики, и каждый стук в свои высокие кованые ворота они переживают чуть ли не с инфарктом. Депутаты и чиновники, у которых основным элементом работы стала мольба о том, как бы их не заметили, не могут быть представителями воли народа. 

 

А что об этом думает сам народ? ]§[

Номер газеты