Цели шариата: от убеждений до торговли

Огромное количество людей совершает одни и те же виды поклонения, подчёркивая своё единство
Дата: 
21 Мар 2014
Номер газеты: 

Создав человека и Вселенную, поместив его в благоприятную для него среду и наделив средствами к существованию, Всевышний Аллах не оставил его преданным самому себе: «Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь. Мы сотворили их только ради истины, но большинство не знают этого» (сура «Дым», аяты 38, 39). Целью создания человека является жизнь человека и общества согласно законам Всевышнего Аллаха, которые призваны привести их к счастью в этом мире и в мире вечном.

Для понимания и разъяснения этого Всевышний Аллах создал человека на соответствующем естестве, дал ему разум и отправил к нему посланников и Свои Писания, которыми донёс до человечества Свою волю: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись во мнениях» (сура «Корова», аят 213); «К каждой общине мы отправили посланника…» (сура «Пчёлы», аят 36). Разъясняя цель, ради которой был создан человек, Аллах говорит (смысл): «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 56). Поклонение Аллаху – это подчинение (покорность) Ему согласно Его шариату, который регулирует две общие сферы жизни человека: взаимоотношения человека со Всевышним Аллахом (чистое поклонение) и взаимоотношения людей друг с другом (торговые, семейные и социально-политические отношения).

Посланники приходили к людям на разных этапах развития человечества, в зависимости от уровня которых нормы шариата могли различаться: «Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чём вы расходились во мнениях» (сура «Трапеза», аят 48). Однако все посланники приходили с единым стержнем шариата – с призывом поклоняться одному Всевышнему Аллаху: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (сура «Пророки», аят 25).

От того, последовал ли человек за посланниками Аллаха или отвернулся от них, будет зависеть отчёт каждого человека в Судный день, в результате которого одна часть человечества войдёт в Рай, а другая – отправится в Ад: «Воистину, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали. Воистину, тех, которые уверовали и творили праведные деяния, Господь поведёт верным путём за их веру. В Садах блаженства под ними будут течь реки» (сура «Юнус», аяты 7–9); «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (сура «Землетрясение», аяты 6–8).

 

Польза и вред

 

По мудрости и милости Всевышнего Аллаха Его шариат не только приводит к вечному счастью после Судного дня, но и призван привести общество к благополучию в этом мире. Аллах говорит о послании Своего пророка (смысл): «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Пророки», аят 107). Шариат не запрещает ничего, кроме того, что является вредным для человека или общества в краткосрочной или долгосрочной перспективе, и не разрешает ничего, кроме того, что приносит ему пользу. Это можно проследить при изучении норм шариата в различных разделах исламского права и целей, на которые они направлены.

 

Столпы ислама

 

Если рассмотреть столпы ислама, к которым относятся намаз, закат, пост и хадж, то в каждом из них можно проследить общие и отличительные особенности. Все столпы ислама направлены на упрочение единства мусульман. Сама основа предписания действий поклонения Аллаху строится на том, что виды абсолютного поклонения не связаны с какой-либо мирской выгодой и направлены только на приближение к Аллаху. Соответственно они не распознаются разумом, а берутся исключительно из источников шариата, выражающих волю Всевышнего Аллаха. Таким образом, огромное количество людей совершает одни и те же виды поклонения, одинаковые по своей форме и смыслу, подчёркивая тем самым своё единство. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам строится на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад является Его посланником, выстаивании намаза, выплате заката, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» (Аль-Бухари, Муслим).

Намаз выстаивается как коллективно, так и индивидуально. Коллективный намаз в мечети призван поддержать отношения мусульман, живущих рядом с ней: они встречаются друг с другом, начиная и заканчивая этим день, поклоняются Аллаху плечом к плечу, общаются и интересуются проблемами друг друга. Основной посыл самого намаза – беседа со Всевышним Аллахом, которая поддерживает в человеке веру, напоминая ему о господстве Аллаха и Судном дне. Совершая намаз, человек читает суры Корана, которые напоминают ему о богобоязненности, уповании на Аллаха, о награде за терпение и благодарности Ему. Намаз воспитывает человека и улучшает его нрав. Аллах говорит (смысл): «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (сура «Паук», аят 45).

Выплачивая закат, обеспеченные мусульмане материально поддерживают необеспеченных, распространяя тем самым принципы добра и взаимопомощи. Человек учится расставаться с имуществом, преследуя тем самым великие цели, освобождая своё сердце от жадности и беспечности по отношению к окружающим. «Совершайте намаз и выплачивайте закат. Всё то доброе, что вы предварите для себя, вы найдёте у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (сура «Корова», аят 110).

Соблюдая пост, человек по-настоящему оценивает милости Всевышнего Аллаха, чувствуя голод и жажду. Человек ставит себя на место нуждающихся, смягчая своё сердце и проявляя терпение. Также пост служит улучшению нрава человека. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если постящийся не воздерживается от лживых слов и действий, то Аллах не нуждается в том, чтобы он воздерживался от еды и питья» (Аль-Бухари).  

Отправляясь в хадж, мусульманин встречается с миллионами своих братьев и сестёр по всему миру, приехавших в Мекку с той же целью, что и он. Богатые и бедные, знатные и простые, влиятельные и рядовые – мусульмане облачаются в два куска ткани, в которых все они становятся одинаковыми. Всё вокруг озаряется духом братства и единства исламской общины. «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Комнаты», аят 13).

 

Торговые отношения

 

Экономические и торговые отношения, в отличие от описанных выше видов поклонения Аллаху, связаны с выгодой и материальными интересами. Поэтому, если проанализировать нормы шариата, связанные с экономикой и торговлей, можно увидеть, что здесь действует принцип, обратный правилу, касающемуся ритуального поклонения: в торговых отношениях разрешено всё, кроме того, что запрещено Кораном и Сунной. Запреты же в этой сфере полностью сводятся к трём основам: риба (ростовщичество), гарар (неопределённость, неясность), зульм (несправедливость).

Шариат запрещает сделки и договоры, в которых присутствуют элементы риба, по причине долгосрочной социальной несправедливости, заключающейся в концентрации благ среди относительно узкого сегмента общества. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279).

Шариат запрещает сделки и договоры, в которых присутствует избыточная неопределённость, связанная с их составляющими, поскольку это, как правило, приводит к несправедливости, спорам, разногласиям, расколу и вражде. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил сделки, содержащие неопределённость (гарар) (Муслим). К примеру, нельзя продавать автомобиль, которого нет на месте сделки, если его основные и важные характеристики, влияющие на цену и желание его приобрести, неизвестны стороне договора, – такая сделка будет недействительной. 

Шариат запрещает сделки и договоры, содержащие прямую и непосредственную несправедливость. К примеру, запрещено продавать товар с изъяном, о котором известно продавцу. Более того, покупатель имеет право на расторжение договора, даже если продавцу не был известен недостаток товара, поскольку сделка и плата в ней были связаны с полноценным товаром. «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (Сура «Обвешивающие», аяты 1–6.)

Как видно, все запреты в торговых отношениях так или иначе восходят к справедливости, на которой фактически строится весь ислам (изначально поклонение обращается только Создателю, поскольку никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, и придавание Ему равных является наивысшей несправедливостью). «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29).

Таким образом, основной целью шариатских норм, касающихся торговых отношений, является удовлетворение потребностей людей и их защита от несправедливости во всех её формах. В одной из следующих статей мы продолжим тему целей шариата и поговорим о семейных и социально-политических отношениях.  

Комментарии:

а ваххабисты говорят, что стяжательство - грех. тотже комментатор из таких АХИщНИК часто корил тех, кто на Порше приезжают к мечети, говоря, что истинный мусульманин не занимается обогащением, истинный мусульманин с его слов - аскет. или то были двойные стандарты, говоря с укоризной про суфийских богачей на Порше у Джума-мечети и упорно не замечая такихже у мечети на Котрова? чему же верить? богатство - порок или нет? если нет, то ваххабисты - лицемеры, выходит.

Эти Порше отличаются тем, что в них начинка разная.

Реалист 19:44--- у одних она халяльная, а у других - нет? )))

Человек старается довести до вас истину и просветить в меру своих знаний , а вы все гнете в свою степь - где , что , почем !

Первый пост и сразу ищем на кого кинуть камень . Когда мы будем себя вести как подобает мусульманину? Чем искать недостатки у других поищите лучше у себя. В судный день каждый ответит за себя, вахи за свои грехи, суфии за свои и остальные также. И за обвинения и оскорбления, за длинные языки все ответим.

сура обвешивающие... Может весь мир Бог создал - это возможно, но людей, скорее всего сюда случайно занесло, и им пришлось объяснять как себя вести в этом мире... Коран - последнее "китайское" предупреждение!

малой мальчик спрашивает у папы ,, папа, почему этот кузнечик чирикает все время ? - да потому что он больше ничего не умеет , а что тогда хоть не молчит?- молчать сынок у него ума не хватает ..) оставь ты коментарии по исламу ,занимайся своей религией )

прилично папу с малым вштырило, коли у них кузнечик зачирикал. явно что-то качественное юзают, не трамал колхозницкий. а так то, в нормальном состоянии, кузнечики стрекочут...

"«Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (сура «Корова», аят 110)."
И не смотря на разного рода старания миллионов подобных тебе людишек по всему миру, шариат на земле все равно будет установлен по воле Аллаха!

да хоть лезгинку пусть танцует ,что это меняет ))))?главное что бы ты сделал выводы )))))

да я давно выводы сделал по твоим скобкам: трава - зло. особенно, когда чирикает хD

Да, актуальная статья. Она спокойно (без окриков и оскорблений) объясняет ОСНОВЫ - в принципе что такое Ислам, кто мы и что делаем в этом мире. В отличие от этой статьи у призывающей "горячей" молодежи порой бывает такая ошибка: начинать всё с частных запретов "Левой рукой не кушай!", "Навруз не празднуй!", "Водку не пей!". И не зная полезной цели и смысла запрета, светский человек недоумевает: но почему?? Почему я должен отказаться от того, что мне приятно, привычно и это вокруг многие делают!

пророк ( да благословит его Аллагь и приветствует ) сказал со временем знаниия в религии исчезнет .. за тем у него спросили ,это как вед вы оставляетте нам Коран мы изучаем его и изучаем к нему детеей и слуг . ? Он поднял голову в гневе и сказал: «У этих иудеев и христиан тоже есть манускрипты, но они не получили из них то знание, которое принесли им их пророки..,, таким образом мы видим одних книг и перевод Корана недосточно еще должны быть и учителя которые передают нам поколение знания

а если в книгах нету то что говорят учителя?или на оборот есть все то зачем учитель?

книгах все есть .... надо изучать у алимов и знать у кого брать знания и изучать .. когда начиная со временем пророка ( да приветствует его Аллагь и благословит ) с поколение в поколение все передается не может не быть и ошибиться .. ты смотри ,хариджиты брали все с книг но они ошиблись и ты это знаешь .. поэтому слушай тех кто всегда был на правильном пути , у кого цепочка ученых доходит до пророка ( да приветствует его Аллагь и благословит )

анонимное хамство - это от большого ума.... а так, это не религиозная газета, и тот кто хамит инакомыслящим - тот дагестанский мусульманин, или чирикающий кузнечик... или стрекочущий воробей...

иначе можешь мыслить по поводу проституции или политики или по поводу распространения ядерного оружия в мире но религия есть религия .. там все уже по полочкам ) ,,крутой,, тут дело не в анонимности , и дело не в твоей ,,крутой ,,личности ... я написал по поводу твоего сообщения и твоя личность мне не интересна так же как что делает кузнечик )))) извини если тебя так задело что я написал кузнечик чирикает ))))))

Можете и дальше протирать пыль на этих древних полочках,но уж думать по- другому по поводу религии вы запретить не сможете.И высказываться тоже.

что же за цели шариата? мотивация к личному обогащению? а ничего, что, если кто-то богатеет, то другой беднеет, за счет которого и богатеют? или в шариате эта система понятна и одобряема, чтобы откуда-то да появлялись бедняки для садака, а не как в СССР - все небогатые, не обогощались за счет друг друга. а шартиат все исправил - капитализм во главе угла, за исключением ростовщичества (и то лишь в прямом виде процентов, есть обход в форме взаимозачетов и прочих хитростей - мулла подскажет).

вот книге есть достоверный хадис------Ребенок от прелюбодеяния худший из трех---- это хадис достоверный ..он есть книге .. ты обьясни мне как ты понимаешь этот хадис

можно все жизнь спорить что 3х3 это 10 )))) но как бы ты не спорил он равен только 9 )))))

пророк Сулейман (а.с) был самым богатым на свете человеком ... и по твоему он стал богатым за счет других *?если ты производишь пластиковые трубы и продаешь и за счет этого стал богатым ,кого ты этим обеднел ? у кого что ты забрал ? ты этим даешь заработать еще 10 человеку по тыс долл в месяц ...сказано мирскому- ,, беги от того кто за тобой гонится , иди тому кто у бегает от тебя , и будь приятен созерцающему тебя ,,- надо просто работать а не завидовать кому то ))

сравнивая СССРовский социализм и капитализм, ты не заметил, что капитализм строится на КРЕДИТАХ ростовщичестве иным словом, что запрещено шариатом, а в советах просто последовали мудрому примеру шариата. Кстати множество законов западных стран которые так гордятся свободой, просто переписали законы Аллаха. А по поводу той ерунды про которую ты пишешь, что одни мусульмане богатеют за счет других, то ты неграмотный троль! почитай статью, в частности про закат!

Топинамбур, это законы экономики ))) и закят не способен исправить заложенный в эту систему уродства капиталистических отношений, даже без кредитов )) в СССР эта самая прибавочная стоимость изымалась в пользу гос-ва, потому все были в среднем одинаково небогаты, и изымалось независимо от наработки - все что сверху зарплаты нарабатывалось дополнительной стоимости трудовой. а зякат лишь раз в год 0.25 от бизнесса, так что шариат не избавит общество от порока социальной и классовой несправедливости

классовый подход к теме)))...тем коммунизм и религия не сошлись вместе:первые не приемлют разделение общества на классы,вторые его приемлют...борьба идеологий..."Состязайтесь же в добрых делах. Всем предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чём вы расходились во мнениях" (сура «Трапеза», аят 48).

+++одобрямс...именно за это буржуи всех мастей хают Ленина,что он изъял прибавочную стоимость в пользу государства,а не за мнимые красн.терроры и борьбу с религией.

шариат объеденяет Умму, чтобы могли обслуживать эксплуатирующих простой народ богачей типа принцев и королей в Саудовской Аравии за подачки в виде зяката и садака, чтобы не роптали, ведь по шариату сам Всевышний людям дозволил и возвеличил эксплуатацию себе подобных в целях личного обогащения, а суфии типа приснопамятного Арсенчика Миратова так вообще не вдаются в размышления - не завидуй, вот и весь сказ, как у АРГ - хапай. не можешь? молчи! про дозволенное рабство вообще даже говорить противно

у тебя тюбетейка узбекская ,сразу заметно ))))) работай с утра до вечера а не шелкая семечки не мечтай о ленд крузере. ты хоть религию оставил бы стороне ..не твоего ума это дело ...не будь рабом если не хочешь ... а так религии намного больше сказано а том какое вознаграждение получит за освобождение раба ... если ты не согласен с решением Аллагьа то можешь жаловаться своему богу ..какие проблемы ???)))Аллагь же дал тебе свободу выбора ..не настаивает же взять раба ? и вообще АРГ ПРИЧЕМ?

Страницы