Ислам учит человека жить в реальном мире. Он не противопоставляет душу и тело, духовное и мирское, разум и веру. Мусульманин – это свободолюбивая личность, отвергающая социальную пассивность и смирение перед несправедливостью.
В отличие от множества существующих в мире религий и философских воззрений, призывающих человека к умерщвлению плоти и монашеству, к отречению от мирского ради достижения мира будущего, ислам сливает ближнюю жизнь с будущей в единое целое. Коран говорит человеку, что тот является наместником Аллаха на земле, который призван к созиданию, активной жизни, установлению справедливости. При этом человек не должен забывать и о том, что его ждёт возвращение к Властелину всего сущего и что он будет нести перед Ним отчёт.
Даже сама концепция «упования на Всевышнего» в исламе выражается в активных действиях, сопровождаемых с надеждой на Аллаха. Раскрывая сущность упования, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сравнил его с действиями птицы, которая с раннего утра вылетает на поиски пищи: «Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он прокормил бы вас, как кормит птиц: утром они вылетают голодными, а возвращаются сытыми» (Ат-Тирмизи и другие).
Ислам делает из человека социально активную личность, которая трудится для самой себя и на благо всего общества, и говорит ему, что поклонение не ограничивается только лишь молитвой или постом. Поклонение – это любые дела, которыми доволен Всевышний, и оставление всего того, что вызывает Его гнев.
Для себя
Ислам порицает тунеядство и безделье, призывая человека трудом зарабатывать себе на пропитание.
Поощряя активное участие в бизнесе, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Честный торговец достигает степени пророков, праведников и шахидов» (Ат-Тирмизи).
Говоря о земледелии и сельском хозяйстве, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мусульманин посадит дерево или засеет поле, а потом выросшее поест человек, животное или кто-нибудь ещё, это обязательно зачтётся ему как милостыня» (Муслим).
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Никто не вкусил еды лучше той, что заработана собственными руками» (Аль-Бухари); «Поистине, Аллах любит человека, владеющего ремеслом» (Ат-Табарани и другие).
При этом ислам жёстко выступает против попрошайничества, когда здоровый человек делает из этого себе ремесло. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил по этому поводу: «Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать её, благодаря чему Аллах убережёт его от нужды, будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, но могут и отказать» (Аль-Бухари).
Имам аль-Газали в своей книге «Ихья» делает интересное сравнение попрошайничества с воровством, говоря о том, что оба эти явления являются социальным злом, равным по своей сути. Люди одинаково сторонятся и воров, и попрошаек, что вынуждает последних в равной мере прибегать к различным уловкам и ухищрениям.
Для общества
Кто-то из людей однажды сказал: «Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается всё зло на земле!» Изучая историю и вглядываясь в существующую действительность, можно убедиться в правдивости этих слов. Безразличие людей к общественной жизни и происходящему приводит к тому, например, что к власти приходят не самые достойные люди, которые начинают вершить беззаконие, а само общество приходит к упадку.
Зная о том, что такая модель поведения грозит опасностью всем людям, ислам запрещает мусульманину жить по принципу «моя хата с краю», пассивно-созерцательно воспринимая происходящее вокруг него.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это своей рукой, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит своим языком, а если не сможет и этого, то своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры» (Муслим).
Ибн аль-Кайим приводит историю о том, что Аллах гневается на тех, кто не выступает против порицаемого. Когда Всевышний отправил ангелов уничтожить жителей одного селения за то, что те погрязли в грехах, ангелы спросили Его, как же быть с человеком, который живёт среди них, занимаясь поклонением. Всевышний сказал, чтобы они уничтожили это село, начиная с этого человека, потому что, когда он видел, как люди совершают грехи, он даже не морщил своё лицо, выражая тем самым порицание.
Помимо этого, ислам призывает мусульман принимать активное участие в жизни общества – это и оказание помощи бедным, слабым, сиротам: «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кто вам принадлежит» (Коран. 4:36).
Это и общественно полезные дела: Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Каждый день, в котором восходит солнце, следует давать садака (милостыню) столько раз, сколько суставов имеется в теле человека: справедливо рассудить между двумя – это будет садака, если ты поможешь человеку сесть на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузишь на животное его поклажу – это будет садака, и доброе слово – садака, делая каждый шаг на пути к молитве, ты даёшь садака, и когда убираешь с дороги причиняющий людям вред, ты тоже даёшь садака» (аль-Бухари, Муслим).
В другом хадисе говорится: «Один человек, шедший по дороге, увидел на ней ветку, покрытую колючками, и убрал её, за что Аллах отблагодарил его и простил ему его грехи» (Аль-Бухари, Муслим).
Это и помощь животным, как об этом говорится в хадисе про человека, который напоил собаку, которую мучила жажда, за что Аллах простил ему его грехи. И когда люди спросили Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Разве нам полагается награда и за животных?» Он сказал: «Награда полагается за всё живое» (Аль-Бухари, Муслим).
Более того, ислам призывает совершать добрые поступки вообще: «…и совершивший добро весом с пылинку увидит его…» (Коран. 99:7).
Для ислама
Мусульмане убеждены в том, что их религия, основанная на единобожии, способна изменить положение людей в лучшую сторону, однако они удивляются тому, как люди не хотят их слушать и следовать их призыву.
Мусульмане часто возмущаются, что государство пытается ограничить деятельность религии стенами мечетей, но при этом они не замечают, что чаще всего сами себя ограничивают в этих рамках.
Люди уже наслушались разговоров о красоте ислама. Теперь им нужны простые и понятные дела, которые показали бы его красоту в жизни. Ведь если мусульманин поможет, например, нуждающемуся, то тот поймёт, что Аллах – Ар-Раззак – Дарующий пропитание. Это и будет обучением единобожию на деле.
В целом у людей и общества довольно простые потребности, как безопасность, пропитание, стабильность. И если мусульмане на деле смогут показать, что в силах дать это обществу, то они получат поддержку с его стороны, что и станет поддержкой для самого ислама.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари, Муслим).
№14 от 13.04.2018 г.
- 99 просмотров