Земли обороны

То, что на политическую жизнь Дагестана оказывают прямое влияние экономические процессы – это не секрет. Распределение земельных ресурсов всегда, во все времена было мощным инструментом политики. Несправедливое распределение этого ресурса вызывало войны, межнациональные конфликты, затяжные кризисы. В нашей республике земельный вопрос один из самых спорных. И когда в этом споре, хоть и косвенно, участвует Минобороны, идущее навстречу не столько гражданскому населению, сколько политическим и финансовым воротилам, то волей-неволей возникает напряжённость…

Коркмаскалинское пике

 

В начале февраля изрядно уставшее от постоянных земельных передряг население Кумторкалинского района в очередной раз решили подёргать за нервы. (Репортаж Саиды Вагабовой с парламентских слушаний о земельных проблемах читайте на стр 2 «ЧК».) И те, кто пытается это сделать, полным ходом спекулируют именем вооружённых сил страны. Спросите, какая связь между Коркмаскалой и министерством обороны России? Она была, но сейчас ровным счётом никакой.

В начале Великой Отечественной войны 750 гектаров земель района были переданы для организации военного аэродрома «Кумторкала». И по мере продвижения немецких войск к Кавказу объект интенсивно использовался штурмовой и бомбардировочной авиацией Красной армии. После войны для аэродрома оставили 353 гектара. Но с 1953 года эта земля по прямому назначению не используется. Все эти годы местное население требует вернуть им земли. И имеют на это абсолютно обоснованные законом права.

 Ещё в 1958 году было издано распоряжение Совета министров Дагестанской АССР (№13-1рс), в котором отмечено, что с согласия военно-воздушных сил Северо-Кавказского военного округа с 1 мая 1958 года 513 га земли аэродрома «Кумторкала» передаются местному населению под сенокошение. Правда, с оговоркой: «Сроком до наступления необходимости использования их по прямому назначению». Однако до сих пор земля передавалась из рук в руки, только не в руки местных жителей. Данный земельный участок долгое время находился на праве постоянного (бессрочного) пользования Буйнакской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) – структурное подразделение Минобороны России.

Более того, 18 октября 2012 года был подписан приказ министра обороны РФ (№3254), который, в соответствии с федеральным законом №423 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ…», в том числе муниципальную собственность, предписывает передать 513 га земель аэродрома району.

 

Что не удалось Амирову… 

 

Стоит отметить, что попутно со стремлением людей вернуть себе земли за эти же гектары вели борьбу весьма могущественные силы в лице экс-мэра Махачкалы Саида Амирова. В 2011 году через бывшего на тот период министра обороны РФ Анатолия Сердюкова пытался добиться переноса аэродрома ДОСААФ «Нивное» под Махачкалой на тот самый Кумторкалинский военный аэродром, подогнав под формулировку «В рамках «Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года» просим Вас рассмотреть вопрос о передаче земель для нового аэродрома в Кумторкалинском районе». В ведомстве Сердюкова прокрутили, продумали и деликатно отказались. К тому же последовала реакция тогдашнего полпреда Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина, который в форме упрёка предупредил руководство республики: «В предлагаемом Кумторкалинском районе находятся пастбищные земли кумыкского населения республики. Устройство аэродрома в указанном месте вызовет социальную и межнациональную напряжённость». 

Однако даже сегодня вопрос с землёй не то что не решён, а этот участок пытаются увести из-под носа местных жителей, явно и ошибочно не задумываясь о возможных последствиях. Буквально три недели назад люди совершенно случайно узнали о том, что на 2 февраля были назначены торги по реализации «аэродромовской» земли. «Если бы нам добрые люди вовремя не сообщили об этом, они провели бы торги и распродали наши земли. Они вообще понимают, что могут вызвать реальный конфликт?» – говорит один из кумторкалинских аксакалов. Несколько раз народные волнения здесь доходили до точки кипения.

К примеру, в 2010 году ситуация в Кумторкалинском районе чуть было не вышла из-под контроля, когда более 500 человек, возмущённые всё той же земельной политикой властей, устроили митинг протеста, а затем перекрыли федеральную трассу. Только вмешательство стариков помогло уйти от столкновений с сотрудниками правоохранительных органов. В данный момент в селе и в районе в целом сложилась довольно противоречивая обстановка. Старшему поколению всё сложнее удерживать ситуацию под контролем. Часть молодёжи настроена весьма агрессивно.

Говоря о земельных проблемах, жители района в первую очередь удивляются, почему руководство района не держит руку на пульсе и не реагирует на столь серьёзные вопросы. Людей понять можно и нужно. Почти из 9 тысяч гектаров земли, зафиксированных в середине прошлого века, сейчас осталось менее половины. А население за этот же период выросло почти в 4 раза.

 

Главы невезучие

 

Стоит отметить, что с главами района тут тоже не так гладко. В 2006 году волна народного гнева (кстати, тоже из-за земельных вопросов) вынудила Сапиюллу Карачаева оставить своё кресло, но более всего, на наш взгляд, пострадал предыдущий глава Руслан Тотурбиев, который в сентябре 2013 года в числе нескольких местных чиновников был задержан по подозрению в мошенничестве и хищении более 100 миллионов бюджетных средств.

Даниял Шихсаидов (справа) знает, на кого ему следует опираться...

 В сухих сводках силовиков задержание Тотурбиева проходило «в рамках расследования дела о хищении 162 миллионов рублей, выделенных в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», однако истинная подоплёка могла быть совершенно в другом. Согласно наших сведениям, Руслан Тотурбиев несколько раз предпринимал попытки решить вопрос с военным аэродромом, для чего даже выложил около 700 тысяч долларов США. Вспомогательным звеном, как нам известно, должен был выступить бывший глава Буйнакского района Даниял Шихсаидов (кстати, и он был задержан в августе прошлого года. Находится под домашним арестом – «ЧК»). Однако по прошествии заявленного времени вопрос положительно не решился. Более того, неизвестно где затерялись и выложенные деньги. Разумеется, будучи далеко не робким человеком, Тотурбиев инициативно взялся вернуть свои деньги. И, говорят, его судьба была решена после этого. Нити заказа на него вели в республиканский парламент. Тут, конечно, надо понимать, что в заказном характере этого дела не сомневались и отдельные группы силовых структур. В один из дней Тотурбиева доставили в больницу для прохождения какого-то обследования, а через пару суток до узкой публики дошла весть, что он сбежал. Хотя трудно предположить возможность побега от сотрудников спецслужб, если не допустить лояльную отстранённость последних…  

 

Буйнакское приземление

 

Внимание Данияла Шихсаидова к землям Минобороны неподдельное. В 2012 году Минобороны тем же приказом (№3254) распорядилось землями военных гарнизонов, расположенных в центре Буйнакска. Значительные участки земли, оставшиеся после переезда воинских частей за пределы города, Минобороны первоначально передало… в Буйнакский район! Такому решению, прежде чем оно выразится в приказе №3254, предшествовала деловая переписка Шихсаидова с ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В своих письмах, датированных сентябрём и декабрём 2011 года (исх. №0-501 и №0-578 соответственно), на тот момент глава Буйнакского района просил передать в муниципальную собственность территорию двух военных городков (по ул. Коркмасова и ул. Дахадаева). Министерство обороны эту просьбу удовлетворило…

Однако такое решение не удовлетворило власти Буйнакска (тогда властью в Буйнакске являлись глава МО Гусейн Гамзатов и глава администрации Заирбек Валиев). Так как, согласно закону, земли Минобороны должны были передаваться тем муниципалитетам, на территории которых они находятся или граничат. Оба военных городка, окружённых городской застройкой и по факту практически расположенных в центре Буйнакска, никак с таким муниципальным образованием как Буйнакский район не граничили и, следовательно, должны были быть на балансе города. Пошли исковые заявления сначала в Верховный суд, а затем, после отказов, в Арбитражные суды.

После нескольких отказов и апелляций юристам администрации Буйнакска удалось убедить арбитражное правосудие в том, что земли Минобороны должны принадлежать городу. Арбитражный суд установил, что «переданное Министерством обороны РФ недвижимое имущество находится на территории городского округа «Город Буйнакск», в то время как городской округ «Город Буйнакск» и МО «Буйнакский район» являются самостоятельными образованиями. К тому же городской округ «Город Буйнакск» ни территориально, ни административно не входит в структуру МО ‘‘Буйнакский район’’». В конечном итоге Арбитражный суд Московского округа, рассмотрев в кассационной инстанции дело №А40-133288/12-148-1288, принял 17 сентября 2014 г. соответствующее постановление о признании незаконными действий министра обороны России Анатолия Сердюкова по передаче военного недвижимого имущества в собственность Буйнакского района. (Также был признан недействительным приказ министра обороны Российской Федерации №1302 от 24.05.2012 г.)

Справедливости ради отметим, что на момент издания оспариваемого приказа в адрес Минобороны не поступали обращения о передаче в собственность администрации Буйнакска земель военных городков. Следовательно, на тот период Даниял Шихсаидов был более информирован, последователен и уверен в том, что ему (благодаря связям и влиянию отца – тогда депутата Госдумы, ныне спикера НС РД Хизри Шихсаидова) каких-либо препятствий в получении военных земель не будет.

Существенным в этой истории является то, что земли Минобороны передаются в муниципальную собственность безвозмездно! В Дагестане, где земля – стратегический и, следовательно, очень дорогой ресурс, такие «подарки» поистине могут вызвать если не войну, то уж точно конфликты.

 

Борьба за ресурс?

 

Наверное, отчасти борьбой за «халявные» земли можно объяснить обострение политической ситуации в Буйнакске, где на протяжении последних 9 месяцев идёт противостояние различных команд за пост главы города. Имея в резерве серьёзный политический ресурс, можно попробовать возглавить город, в котором хоть и примитивная экономика, но возможность распределения земель Минобороны даёт возможность обогатиться…

Ожидалось, что уже 15 февраля конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы администрации Буйнакска завершит свою работу, предоставив 16 февраля депутатам городского собрания кандидатуры для избрания мэра. Однако этого не произошло. 12 февраля Буйнакский городской суд, рассмотрев заявление главы города Гусейна Гамзатова о принятии мер предварительной защиты по административному иску (о признании незаконным и отмене решения Собрания депутатов города от 18 января 2016 г. «О проведении конкурса по отбору кандидатуры на должность главы городского округа ‘‘Город Буйнакск’’»), вынес определение, приостанавливающее решение Собрания депутатов Буйнакска до рассмотрения дела по существу.

15 февраля уже другой судья Буйнакского горсуда, Нурмагомед Нурмагомедов, начал рассмотрение административного иска Гамзатова. В суд явился Гамзатов и его представители. Ответчики – администрация Буйнакска и городское собрание – в суд не явились. Истцы утверждали, что распоряжение главы администрации Буйнакска №1 от 11 января 2016 г., согласно которому Гамзатов слагает с себя полномочия, является подделкой и нелогично. «В тот день Гамзатов выпустил несколько распоряжений. К примеру, распоряжением №2 он отправляет своего водителя в отпуск… Это что получается, сначала Гамзатов увольняет себя, а потом, уже вне статуса главы города, подписывает другие распоряжения?» – говорят представители главы города.

Нурмагомедов, выслушав объяснения Гамзатова и пояснения его представителей, принял решение отправить образцы почерка и подписей Гамзатова на судебную почерковедческую и технико-криминалистическую экспертизы за пределы Дагестана.

…Суду предшествовало задержание силами ЦПЭ СКФО члена конкурсной комиссии Юсупа Бартыханова. Силовики нашли у него пистолет с глушителем и вещество, похожее на анашу. Среди версий, для чего Бартыханову был нужен этот пистолет, в соцсетях со ссылкой на силовиков звучала версия о подготовке к убийству Гамзатова. Как говорит Гамзатов, он об этом ничего не знал, его об этом никто не предупреждал, поэтому он, так же как и другие люди, узнал об этом в Интернете. Что же касается принятого определения о полном приостановлении решения Собрания депутатов города от 18 января 2016 г. «О проведении конкурса по отбору кандидатуры на должность главы городского округа ‘‘Город Буйнакск’’», то его Гамзатов комментировать не торопится. Отметим, что данное определение восстанавливает его в правах главы города (до окончания рассмотрения его дела судом), что по факту может выразиться либо в двоевластии в Буйнакске, когда в одном здании будут глава города и и. о. главы города, либо в издании Гамзатовым распоряжения о снятии с Закарьи Амирова (и. о. главы города с 18 января 2016 г.) функций исполняющего обязанности с сохранением за последним должности первого зама. Либо, как вариант, в увольнении Амирова. Но этот вариант, думается, пока в резерве… ]§[

Номер газеты