Язык мой – не враг мой

Вчера, 31 мая, в рамках 23-й сессии Народного собрания Дагестана парламентарии вступили в полемику вокруг федеральной инициативы внести изменения в проект закона о добровольном изучении родных языков. Этот же вопрос, отметим, вызвал куда более серьёзные дискуссии в нескольких других национальных субъектах федерации. Заинтересованные стороны разделились на два пока непримиримых лагеря, и если первые считают, что принятие поправок не несёт никаких угроз, другие прямо говорят о возможном государственном расколе.

Начало трений

 

Напомним, 10 апреля в Государственную думу был внесён законопроект №438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”». Законопроектом устанавливается, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе, а изучение родных языков – с учётом потребностей обучающихся и их родителей. Инициаторами закона стали депутаты Алёна Аршинова, Олег Николаев, Шамсаил Саралиев, Олег Смолин, Елена Строкова и Борис Чернышев.

Этот вопрос оказался резонансным для подавляющего большинства национальных республик: мнения общественности резко разделились на за и против, в ряде городов начались митинги, люди стали активно размещать петиции. В одной из них общественность Чувашии требовала отозвать своих депутатов Алёну Аршинову и Олега Николаева из Госдумы с формулировкой «предательство национальных интересов».

Особенно остро тему восприняли в Татарстане. Эта республика фактически возглавила общий поток субъектов, недовольных позицией федерального центра. 25 апреля Госсовет Татарстана направил обращение спикеру Государственной думы Вячеславу Володину, сравнив принятие подобного закона с «холокостом и репрессиями Сталина». Более того, татарстанские депутаты расценили документ как «санкции в области языков», рассмотрев в нём попытки «создания моногосударства». Выступивший на совете экс-президент Татарстана, ныне госсоветник, Минтимер Шаймиев заявил, что проект нарушает Конституцию самой России.

«Как можно ребёнка лишить изучения родного языка? У меня нет ответа», – признался Шаймиев. Он выразил сожаление, что федеральный центр «не услышал» мнение не только Татарстана, но и других республик. «Так торопиться – поразительно и непонятно. И главное – это делается в нарушение действующей Конституции РФ», – удивлялся он. Далее Шаймиев весьма тонко подчеркнул, что «не думает, что парламент Татарстана пойдёт на нарушение Конституции», и напомнил, что жители республики 18 марта поддержали Владимира Путина. «Полномочиями России любой закон можно протащить, потому что национальные республики в меньшинстве», – сказал экс-президент и предложил федеральному центру провести с республикой дополнительные консультации по языковому вопросу.

Критика из уст Шаймиева, по-видимому, была услышана в Москве, в частности в Государственной думе. По инициативе руководства фракции «Единая Россия» состоялась встреча авторов законопроекта, депутатов национальных республик, представителей министерства просвещения, Рособрнадзора и главы управления президента по внутренней политике Андрея Ярина. Встречу, как выразились в парламенте, решили организовать из-за «эмоционального и резонансного обсуждения законопроекта о языках». Участники встречи договорились о создании рабочей группы. Представители правительства и администрации президента заявили, что «в целом законопроект поддерживают, но готовы работать над его совершенствованием».

Хоть на совете и не было президента Татарстана Рустама Минниханова (он в этот день находился на питерском экономическом форуме«ЧК»), в республике мало кто сомневается в том, что и он полностью поддерживает общую позицию региона. 25 мая при рассмотрении законопроекта 77 депутатов Татарстана проголосовали против, лишь один воздержался. Этот факт более чем точно отражает почти единогласную позицию республики. Аналогичная, пусть и чуть менее эмоциональная, атмосфера по этому вопросу и в соседней с Татарстаном Башкирии. Письмо с таким же содержанием в адрес Государственной думы направил и Всемирный курултай башкир.

Не менее важной эта тема является для многонационального Дагестана, в котором насчитывается 14 государственных языков. Поэтому общественность республики восприняла возможный закон достаточно негативно. Примечательно, что накануне татарстанские СМИ писали, что парламент Дагестана их позицию поддерживает, однако 25 мая Народное собрание Дагестана в целом поддержало противоположную позицию – внесённый в Госдуму РФ законопроект. Такое решение депутатов на данном этапе противоречит и желаниям жителей региона.

Мнения депутатов

разделились

 

Первым по этому поводу на вчерашней сессии выступил депутат Государственной думы РД и член Комитета ГД по образованию Гаджимет Сафаралиев.

По его убеждению, русского языка как родного в образовательной сфере не существует, поэтому в регионах возникла такая ситуация: вместо русского языка, который может выбрать ученик либо его родители, разрешалось выбрать только государственный язык республики. Таким образом, считает Сафаралиев, изучение государственного языка РФ и государственного языка республики происходило в одинаковом объёме, и ещё добавлялся в качестве родного язык республики.

«Получалось, что изучение государственного языка республики происходило в больших объёмах, чем изучение государственного языка РФ. Ну, это недопустимо», – заявил депутат.

Он считает, что нельзя заставлять детей учить неродной язык.

«Родные языки как были, так и остаются, как изучались, так и изучаются. Любой ученик сможет выбрать любой родной язык и изучать его. Закон не носит запретительного характера», – продолжал настаивать Сафаралиев.

Он поднял и проблему нехватки необходимых учебников для изучения родных языков, не позволяющей преподавание языков на должном уровне. «Не надо драматизировать. Те, кто говорит, что через 5 лет мы потеряем свои языки… это неправда», – заключил он.

Затем выступил депутат от партии КПРФ Марат Асланов. Он согласился с Гаджиметом Сафаралиевым, но только по одному пункту – по поводу нехватки учебных пособий для изучения родных языков – и уточнил, что за последние 5 лет в Дагестане не было выпущено ни одного учебника. Но выступил против добровольного изучения родного языка.

«Я являюсь представителем табасаранского народа, чей язык входит в книгу рекордов Гиннеса, нас 150 тысяч, на моём языке разговаривает 100 тысяч человек, а читать и писать грамотно умеет максимум 50 тысяч», – констатировал он. Асланов считает, что даже с учётом обязательного изучения родного языка с годами стирается языковая грань из-за миграции людей из сёл в города. На фоне этого он считает необходимым, напротив, пытаться языки сохранить. «Мы против занижения значимости родных языков. Я прошу коллег, которые принимают участие в обсуждениях законодательного акта, быть более осторожными в принятии решений», – заключил Асланов.

Республиканские парламентарии решили, что в начале июня будут продолжены слушания по данному вопросу.

Стоит также напомнить, что ранее Гаджимет Сафаралиев выступал против законопроекта, приводя в пример печальный опыт Украины и Латвии.

 

К барьеру

 

Как бы сегодня на федеральном уровне ни успокаивали национальные регионы как минимум о безвредности принятия новых поправок, очевидно, что просто так, бесследно это не пройдёт. Для многонационального Дагестана это представляется ещё более сложным, чем для практически мононациональных Татарстана, Башкортостана, Чувашии и т. д.

Данная тема является особенно острой  для многонационального Дагестана ещё и потому, что здесь к изучению родных языков в школах подходят основательно: изучается как литература, так и письмо. В республике проводились митинги в поддержку языков, и абсолютное большинство дагестанцев выступают за обязательное изучение национальных языков, рассматривая этот вопрос с точки зрения сохранения истории, традиций и культуры своего народа.

А потому, убеждены в редакции, особенно важно обсуждение и рассмотрение данного вопроса со всех сторон. Мы считаем, что прежде чем принимать какие-либо поправки, надо дать ответы на некоторые вопросы, прямо регулирующие национальное самосознание большинства дагестанцев.

К примеру:

1. Как отразится принятие законопроекта на Республике Дагестан.

2. Продолжат ли школьники посещение уроков, учитывая их добровольность.

3. Возможно ли сохранение культуры народа без знания национального языка.

4. Насколько вероятен риск исчезновения языка.

5. Возможно ли будет избежать сокращения преподавателей родных языков в школах и вузах.

«Черновик» самым активным образом намерен сопровождать этот вопрос, и не только информационно. В ближайшее время на площадке редакции мы намерены провести дискуссию с участием всех заинтересованных сторон для выработки общереспубликанского мнения и подхода к преодолению этого, без преувеличения, потенциального языкового барьера… ]§[

 

Номер газеты