Внутривидовая борьба

Несмотря на то что целый ряд дагестанских политических фигур, обращаясь к врио главы республики Васильеву, уже с интонацией произносит «глава Дагестана», юридически Владимир Абдуалиевич продолжает оставаться временно исполняющим обязанности. Он их будет исполнять до 9 сентября этого года – дня, в который должны были закончиться полномочия уже экс-главы РД Рамазана Абдулатипова, а также пройти процедура избрания нового руководителя Страны гор.

Сам Владимир Васильев, как писал «ЧК» в прошлом номере (см. «Васильев дал месяц на размышление: остаться или уйти...»), дал понять дагестанскому истеблишменту, что он пришёл в Дагестан надолго. «Я буду здесь до тех пор, пока меня поддерживает президент России и большинство народов Дагестана», – заявил он 14 мая на совещании с органами исполнительной власти республики.

Такие заявления в российской политической среде воспринимаются однозначно: вопрос о том, кому быть главой Дагестана, в Кремле уже решён – это Васильев. Осталось дело только за юридическими процедурами.

Заметим, что официально процедура выдвижения кандидатов в главы Дагестана даст старт только в конце этого месяца.  Согласно существующим положениям, руководство политических «парламентских» партий, представленных в Народном собрании РД и Госдуме, должно за 100 дней до дня избрания главы РД (то есть дня истечения его полномочий) предложить первому заместителю руководителя администрации президента России Сергею Кириенко не менее трёх кандидатур на пост главы Дагестана. После ряда консультаций уже за 90 дней до дня избрания главы РД список кандидатов в главы республики (по три от каждой партии) ложится на рассмотрение президента страны. Де-факто после одобрения Владимиром Путиным кандидатур список, пройдя соответствующие инстанции, попадает в Народное собрание Дагестана, которое делает свой выбор…

 

Неслучайный вопрос

 

Вопрос о том, кто будет во главе республики, поднят в этой публикации неслучайно. Ещё месяц-два назад в этом вопросе была неясность, так как в специфическом информационном поле – различных телеграм-каналах (современный источник всевозможных политических слухов) – активно продвигалась мысль о том, что новым руководителем Дагестана будет не присланный в республику в октябре 2017 года Владимир Васильев, а назначенный в феврале этого года премьер-министром РД Артём Здунов.

Слухи о том, кто возглавит Дагестан, приняли особую форму перед инаугурацией президента страны и утверждением им нового состава правительства России. Список возможных кандидатов в главы республики вырос от двух фамилий до четырёх. К фамилиям Васильева и Здунова добавились фамилии руководителя ФАДН Игоря Баринова и вице-премьера РФ Александра Хлопонина. Причём Баринова «сватали» в Дагестан как экс-силовика, который придёт в республику в связке со своим куратором из АПР – заместителем руководителя АПР Магомедсаламом Магомедовым. Что касается Хлопонина, то ньюсмейкерами оценивался его опыт работы в полпредстве СКФО, а также губернатором Красноярского края.

«Черновик» предполагает, что слухи о том, что Кремль сделает ставку не на Васильева, а на Здунова, были умышленно раздуты сторонниками премьер-министра. (Такая технология применялась сторонниками губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Он на первоначальном этапе своего губернаторства тоже столкнулся с тем, что ему противодействовала местная элита. Однако активные слухи, тиражируемые не только в соцсетях, но и в авторитетных СМИ, что Дюмин – это вероятный преемник Путина, сделали своё дело…)

С учётом того, что эти слухи проявились в сложный для него период конфликтов с отдельными членами правительства, такая технология должна была решить множество проблем. В частности заставить многих чиновников в руководстве республики спокойней реагировать на его требования как начальника. И если раньше кое-кто пытался как-то сопротивляться Здунову, глядя на него как на премьер-министра без репрессивных полномочий, то теперь на него смотрели как на возможного главу республики. А с главой республики, особенно если он мстителен, лучше не шутить. Дагестанский истеблишмент это помнит по Абдулатипову…

Владимир Иванов (в центре) знает, что в работе с политическими тяжеловесами нужна дипломатичность

Как показала жизнь, Здунов придерживается принципов управления, основанных на жёсткости: жёсткое требование, жёсткое обращение к подчинённым… Естественно, что такое не всем в республиканской власти понравилось, особенно «бруталам» – представителям дагестанской власти, пришедшим в неё ещё в начале 90-х.

В августе пошли первые слухи о конфликтах Здунова с министрами, затем – о латентном конфликте между Здуновым и руководителем Администрации Главы и Правительства РД (АГП) Владимиром Ивановым – правой рукой Васильева. (Отметим, что АГП де-факто по статусу выше республиканского правительства, поэтому имеет огромное влияние на министерства и ведомства.) Конфликт тогда дошёл до того, что Иванов, разозлившись на всё, уехал в отпуск с желанием не возвращаться. Суть конфликта – кадровый вопрос. И Здунов, и Иванов (как выразитель воли Васильева) имеют своё видение того, кто должен сидеть в том или ином министерском кресле, а также – как ими управлять: жёстко или дипломатично.

В статье «Ревизия и (раз)очарование власти» («ЧК» №9 от 9 марта 2018 г.) редакция приводила характеристики Здунова: «Васильев, когда представлял кандидатуру будущего премьер-министра во фракциях Народного собрания РД, рассказывал депутатам, что на его просьбы к федеральному центру (консультации шли в конце прошлого года) найти ему премьер-министра первым замруководителя администрации президента России (АПР) Сергеем Кириенко была предложена кандидатура Здунова.

В последующем в интервью телеканалу «Россия-24» (14 февраля) Владимир Васильев, говоря о Здунове, сообщил подробности. «Он был в резерве на руководителя региона… Нам отдали лучшее. Я благодарен ему (Здунову), что он согласился прийти сюда, а не в какой-то регион первым лицом…» – заявил Васильев журналисту. Дальнейшее пояснение, что им будет использоваться передовой опыт региона-лидера (Татарстана) для скорейшего решения проблем Дагестана, в принципе, раскрывает секрет возможного экономического успеха нашей республики.

Отметим, что примерно со второй половины прошлого года в социальных сетях и СМИ активно обсуждались политические проблемы Татарстана: здесь и вопросы финансирования (проецировались жалобы президента РТ Рустама Минниханова на то, что много денег уходит в федеральный бюджет), и вопросы изучения родного языка (фактическое требование Центра ограничить его изучение в Татарстане вызвало большую дискуссию), и потеря особого статуса (завершение и непродление срока действия договора разграничения полномочий между РФ и РТ), и многое другое. Обсуждение проблем Татарстана дошло до того, что в СМИ и соцсетях политологи и политтехнологи, близкие к московскому Кремлю, всерьёз обсуждали вопрос смены руководства этой, казалось бы, успешной в плане экономики и привлечения инвестиций республики, а также приводили аргументы, почему «акции» (рейтинг) Минниханова идут вниз...»

Естественно, что человек с такой историей, как Здунов, будет претендовать на самостоятельность и независимость в принятии тех или иных решений, лежащих в рамках его полномочий. В то же время надо понимать, что не может Здунов при существующей законодательной базе, существенно сужающей его полномочия как Председателя Правительства РД, быть сильным премьером. Даже при всём своём желании. Так как, согласно Конституции РД (поправки были внесены ещё в период президентства Муху Алиева), вся полнота власти в руках главы Дагестана. Для сведения: дагестанский председатель правительства не может назначить не то что министра, но даже его заместителя!

Соответственно, премьер-министр Здунов попадает в ситуацию, когда под его руководством находится правительство, он им должен руководить, но ни принять на работу министра, ни уволить его он не имеет права. А постоянно накладывать дисциплинарные взыскания, поднимать вопрос об увольнении того или иного министра или заместителя, аргументировать перед Васильевым некомпетентность подчинённых – это несолидно и может вызвать вопросы уже в его компетентности. «А может, ты просто не умеешь руководить людьми?» – примерно такого вопроса можно опасаться, оказавшись на месте Здунова.

 

Через советника

 

Такое длительное несогласование взглядов врио главы РД и премьер-министра республики, как видно, привело к тому, что почти половина правительства так и не назначена, работает в статусе «врио» и не знает, чего ждать как от Васильева, так и от Здунова.

Премьер-министр, столкнувшись с тем, что напрямую на подчинённых повлиять не может, выстроил в ответ, как говорят собеседники «Черновика» в Белом доме, свою систему управления. Он замкнул всю систему личных коммуникаций на своих советниках. И теперь вице-премьерам и министрам, чтобы переговорить со Здуновым, необходимо в первую очередь побеседовать с его советниками. В частности, с Андреем Афониным и/или Булатом Хайрутдиновым. И через них же передавать документы на подпись и пр.

Такая система взаимодействия членов правительства со своим руководством даёт сбои. К примеру, в редакцию «Черновика» поступило анонимное сообщение, в котором сотрудники упразднённого указом от 26 марта 2018 года  Министерства промышленности и торговли РД просят Здунова помочь им получить задержанную на два месяца зарплату. «Проект Распоряжения о ликвидационной комиссии Минпромторга РД внесён в Правительство РД полтора месяца назад, но по какой-то причине он к вам не попал. Остаётся полагать, что это нерасторопность некоторых чиновников, окружающих вас! Обращаемся к вам с просьбой помочь трудовому коллективу в решении этой проблемы!» – гласит небольшое сообщение, пришедшее в «ЧК». ]§[

 

Номер газеты