Стратегический порт

Неопределённость – так можно охарактеризовать то, что происходит в Махачкалинском морском торговом порту (ММТП). Стороны – команда экс-гендиректора ММТП Ахмеда Гаджиева и команда владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова – демонстрируют свои как дипломатические, административно-судебные, так и бойцовские возможности. В прошлую пятницу (3 июня) у порта с разных сторон собралось примерно по 300–350 ребят спортивного телосложения, и, как говорят свидетели, небольшая часть из них была вооружена черенками от лопат, а у некоторых были видны и различные модели огнестрельного оружия.

Сотрудники полиции оперативно отреагировали, выставив между сторонами кордон, предприняли все меры, чтобы не допустить столкновений и провокаций. Группы молодёжи выжидали, слоняясь либо по территории порта, либо по Родопскому бульвару Махачкалы. К счастью, обе стороны были склонны к диалогу: 3 июня на встрече с ведущими изданиями Дагестана об этом говорил новый гендиректор ММТП Андрей Гормах (команда Магомедова), а 6 июня – и. о. гендиректора ММТП Мурад Хидиров (команда Гаджиева).

 

Суд…

 

Конфликт в порту мог возникнуть из-за того, что сторонники экс-гендиректора ММТП Ахмеда Гаджиева считают незаконным и несправедливым решение конкурсной комиссии Росморречфлота, посчитавшей, что Андрей Гормах (ранее работавший в структурах «Суммы») больше подходит на эту роль.

Чтобы воспрепятствовать вхождению Гормаха в ММТП, Гудермесским горсудом Чечни был принят на рассмотрение иск, поданный Магомедом Кантаевым, требовавшим отменить результаты конкурсной комиссии как незаконные, так как не дали ему (Кантаеву) принять в нём участие на замещение должности гендиректора. Параллельно с иском им было подано ходатайство о принятии судом обеспечительных мер: приостановке решения конкурсной комиссии, а также наложении ареста на издание приказа Росморречфлотом о назначении нового гендиректора. Суд решил, что требования Кантаева справедливы. 9 июня появилась дополнительная информация о том, что принятые ранее обеспечительные меры не достаточны.

Чеченский суд запретил Росморречфлоту принимать решения и совершать иные действия по реализации результатов конкурса от 27 мая 2016 года на замещение должности гендиректора ММТП, а также заключать и использовать трудовой контракт с Гормахом и допускать его к работе в указанной должности. Запрет лёг и на ММТП. Теперь им запрещено принимать к исполнению результаты конкурса Росморречфлота, впускать на свою территорию Гормаха, оформлять на его имя финансовые и банковские документы. Сам Гормах, согласно определению суда, тоже не имеет права исполнять приказ Росморречфлота о назначении его гендиректором.

В то же время Росморречфлот распространил сообщение, что заявления Кантаева о том, что он не был допущен к участию в конкурсе на должность гендиректора ММТП, не соответствуют действительности, так как документы на участие в конкурсе он не подавал…

 

…да дело

 

Хидиров рассказал журналистам, что желательно было бы перевести данный конфликт с улицы в кабинеты, за стол переговоров. Он предполагает, что после 12 июня будет встреча главы РД Рамазана Абдулатипова, полпреда президента в СКФО Сергея Меликова и министра транспорта РФ Максима Соколова, на которой примут решение по порту. «Наша главная задача – чтобы никто в этой ситуации не пострадал», – говорит он.

 Он, как и Гаджиев, считает назначение Андрея Гормаха несправедливым и приводит своё объяснение этому.

 «Ничего не указывало на необходимость смены руководства. Тем более что с февраля этого года мы уже пошагово готовились к приватизации предприятия, то есть к акционированию ФГУП…» – говорит Хидиров и добавляет, что была совместная позиция руководства Дагестана и аппарата полпреда президента в СКФО в том, что до преобразования ФГУП в акционерное общество руководство ММТП следует сохранить за Гаджиевым. «Дальнейшее решение о том, кому возглавить порт, примут уже после преобразования акционеры», – объяснил и. о. гендиректора, но планы сорвались.

Хидиров считает, что Гормах смог пройти конкурсную комиссию Росморречфлота благодаря протекции, а план развития порта (обязательный этап конкурса), предлагаемый последним, считает нереализуемым в условиях ММТП.

 «Он говорит, что в нефтегавани нужно устанавливать ёмкости на 15–20 тысяч тонн. Он не понимает, что есть требования Ростехнадзора, Росприроднадзора о том, что она должна находиться от среза воды на расстоянии 500 метров. Ширина нефтегавани в самом широком месте составляет 290 метров… Железную дорогу невозможно провести к нефтегавани… Вы думаете, если бы это можно было сделать, то мы бы этого не сделали?! Всего 1,3 млн тонн – потребность Ирана в российском зерне. Мы из них 300 тысяч переваливаем. Гормах утверждает, что можно переваливать отсюда 5 млн тонн зерна… Когда в позапрошлом году мы 340 тысяч тонн переваливали через ММТП, то рядом с портом невозможно было проехать, пробки. А теперь представьте, что будет, если увеличить эту цифру в 12–13 раз!» – говорит Хидиров.

Перспективы развития порта он видит в торговле с Ираном, в частности, в перевалке фруктов и овощей, а также в ожидаемых результатах разработки «Лукойлом» на пластах Каспия «Хазри» и «Хазри-2», что должно повлечь перевалку нефти через ММТП…

P. S. В свою очередь, структура «Суммы» – «Объединённая зерновая компания» – собирается создать зерногрузоформирующий узел в Буденновске Ставропольского края. Основная задача комплекса –  высокопроизводительная отгрузка зерновых на экспорт. Планируемый объём перевалки, как считают в ОЗК, составит 450 тысяч тонн в год. Можно предположить, что в случае успеха этого узла «Сумма» замкнёт на себе логистические пути зерна из Ставрополья в ММТП и, как способ давления, сможет «обезжирить» ММТП, переводя зерно в Новороссийский морской торговый порт… ]§[

Номер газеты