По состоянию на 17:00 на сайте «Черновика», в разделе «Народный праймериз – 2016», проголосовал 94 481 читатель. Такое большое количество виртуальных избирателей (это немного больше, чем количество голосующего населения Советского района Махачкалы) решало, кто из 42 участников праймериз «Единой России» по отбору кандидатов в депутаты Госдумы наиболее этого достоин.
Конечно, данное голосование не влияет на исход настоящих праймериз, но при сопоставлении результатов независимого голосования и того, что пройдёт 22 мая, можно будет увидеть, насколько народное мнение совпадает с мнением партии власти.
10 апреля закончился срок по приёму документов для участия в праймериз «Единой России» по отбору кандидатов в депутаты Госдумы. (Списки участников праймериз по отбору для участия в выборах в Народное собрание всё ещё формируются.) Исходя из этого уже примерно видно, на кого будет делать ставку руководство республики, а кого посчитает простым статистом.
Отметим, что одновременно с этим разворачиваются события и другого рода: в Дагестане появилось движение, способное разрушить монопольное влияние руководства республики на результаты выборов…
Но начнём с анализа списка участников праймериз «Единой России»: 42 участника, из которых 8 женщин. У всех различный опыт политической деятельности, но, как показывает голосование «Черновика», за известных депутатов голосуют слабо, предпочитая новые имена…
ФИО |
Результат* |
Магомедсултан Алиев |
41,10% (38 830) |
Али Шахбанов |
40,74% (38 494) |
Наида Мугутдинова |
8,06% (7 611) |
Закир Каидов |
4,48% (4 232) |
Мурад Бургуев |
3,07% (2 899) |
Абдулгамид Эмиргамзаев |
2,50% (2 364) |
Тимур Меджидов |
1,61% (1 525) |
Магомед Гаджиев |
1,43% (1 355) |
Заур Аскендеров |
1,40% (1 319) |
Марат Яхьяев |
1,15% (1 082) |
* Первая десятка лидеров интернет-голосования в рамках проекта «Народный праймериз – 2016» (www.chernovik.net). В скобках дано количество голосов.
Чеченский вопрос
В праймериз участвует советник Главы ЧР, президент ФСБР по Чечне Бувайсар Сайтиев. В принципе, можно было бы не делать акцента на его участии как в праймериз, так и в последующих выборах депутатов Госдумы, но два фактора, сформированные текущей политической повесткой, заставляют это делать: «фактор Рамзана Кадырова» и вопрос восстановления Ауховского района Дагестана. В силу того, что Рамзан Кадыров обладает сильным авторитетом и влиянием на чеченский этнос (ареал проживания которого не ограничивается административными границами Чечни), активное участие любого чеченца в политике Дагестана воспринимается как расширение границ влиятельности главы ЧР. Популярный среди молодёжи Хасавюрта и чеченцев-аккинцев Сайтиев не скрывает, что для него политическим авторитетом является Кадыров.
Что касается восстановления Ауховского района Дагестана, то Сайтиев уже давно рассматривается как возможный глава этого муниципалитета. Наблюдателями признаётся, что участие Сайтиева в праймериз – больше формальность, так как цели стать депутатом Госдумы он себе не ставит, поэтому данную активность предлагается оценивать как часть информационной политики Сайтиева по позиционированию его в обществе уже как активного политика, а не только успешного спортсмена.
Русский вопрос
Русский вопрос в праймериз стоит намного острее, чем чеченский. По слухам, есть рекомендация, данная главой РД Рамазаном Абдулатиповым руководству ДРО «Единая Россия», что в списке кандидатов на проходном месте (2-м или 3-м по счёту) должна быть русская фамилия. Желательно женская, но… не принципиально. (Это делается с учётом того, что в северном одномандатном округе ожидается серьёзная конкуренция, поэтому надежд, что там пройдёт русская кандидатура, нет.)
Как участники праймериз, намеренные выдвигаться на выборы в Госдуму по партийному списку, зафиксированы следующие русские фамилии: министра по национальной политике РД Татьяны Гамалей, первого вице-спикера НС РД Юрия Левицкого, президента ОАО «ОСП-агро» Игоря Исаева (он одновременно участвует в праймериз и как кандидат в Московскую областную думу от Ступинского района – «ЧК») и советника премьер-министра РД Марины Степаненко. Судя по тому, как идёт голосование на сайте «Черновика» (см. таблицу), основная борьба за русское место развернулась между Левицким и Степаненко. Кто из них окажется в списке кандидатов – покажет праймериз, который пройдёт 22 мая. Но нельзя исключать и сюрпризов. Вполне возможно, что роль русского исполнит Игорь Михайлович Исаев, которого в родном с. Урада Советского района больше знают как Исаева Ибрагима Магомедовича. Он – экс-владелец ЗАО «Новые Черёмушки», то есть Покровского рынка в Западном Бирюлёво (Москве), печально известного событиями октября 2013 года…
ФИО |
Результат* |
Юрий Левицкий |
722 |
Марина Степаненко |
701 |
Татьяна Гамалей |
191 |
Игорь Исаев |
14 |
*Данные интернет-голосования «Народный праймериз – 2016» (www.chernovik.net)
Новая команда
Говоря об Исаеве, также нелишним будет сказать и об основных группах, сформировавшихся среди участников праймериз. Можно выделить «старую», «новую», «независимую» и «молодёжную» команды.
В «старую» команду входят депутаты Госдумы Гаджимет Сафаралиев, Магомед и Мурад Гаджиевы и Заур Аскендеров. Они считаются политическими тяжеловесами. Сафаралиев депутатствует уже четыре созыва подряд, член Межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Федеральным Собранием России и Милли Меджлисом Азербайджана, а на данный момент является Федеральным уполномоченным «Единой России» по проведению предварительного голосования (праймериз). Член думского комитета по госсобственности Магомед Гаджиев не только лучший друг магната Сулеймана Керимова, но и один из влиятельнейших лидеров группы чародинских политиков, контролирующих многие ключевые направления дагестанской финансово-экономической системы. В депутатах ГД он уже три созыва подряд (правда, в стенах Госдумы выступил только один раз – в октябре 2004 года). Мурад Гаджиев и Заур Аскендеров в Госдуме только один созыв, но считаются людьми, близкими к Рамазану Абдулатипову.
«Новая» команда может быть представлена Игорем Исаевым, Татьяной Гамалей (или же Мариной Степаненко), экс-спикером НС РД Магомед-Султаном Магомедовым и экс-лётчиком-испытателем Магомедом Толбоевым (он же экс-управляющий ЗАО «Новые Черёмушки»). Отметим, что участие Исаева и Толбоева отчасти подтверждает слухи о лоббировании Абдулатиповым проекта крупной овощной базы, должной обеспечивать Москву и Московскую область продуктами питания.
Отметим, что перед обеими группами у Абдулатипова есть свои обязательства политического характера, но в то же время не факт, что они в данном случае будут исполнены. Предположим, что принцип равноудалённости от процессов при одновременном декларировании чуть ли не братских чувств и обязательного вмешательства сделает своё дело: Абдулатипов будет строить свои отношения с победителями, уверяя, что их победа – это его личная заслуга. Поэтому у участников «старой» и «новой» команд нет никакой уверенности в том, что руководство республики будет на их стороне до конца и поможет решить вопрос с тем же праймериз и попаданием на проходные места в партийном списке. (Напомним, что, по ожиданиям «Единой России», от Дагестана в Госдуму по спискам может попасть от 4 до 6 человек, поэтому борьба за проходные места, причём подковёрная, ожидается серьёзная.)
«Независимой» командой можно назвать следующих участников праймериз: членов ОНФ Алика Абдулгамидова и Магомедсултана Алиева, уже упомянутого Сайтиева, депутата НС РД Сулеймана Сулейманова, депутата собрания Кировского района Махачкалы от «Справедливой России», застройщика Мурада Бургуева и юриста Закира Каидова. В число независимых они включены «Черновиком» по той причине, что опираются на свои ресурсы, а не на руководство партии или республики.
Магомедсултан Алиев 20 апреля на встрече с блогерами в «Черновике» заявил, что является независимым кандидатом, не входящим ни в одну из существующих в Дагестане политических групп влияния. «Прежде чем выдвигаться, я сначала заручился поддержкой родителей, близких родственников, затем – села. Встретился с джамаатами выходцев района, находящихся в разных районах Дагестана… Мне, наверное, удалось невозможное: объединить вокруг себя разные группы цумадинцев, заручиться их поддержкой, поддержкой муфтия республики…» – говорит Алиев.
В «молодёжную» команду можно включить всех кандидатов в возрасте до 35 лет, прекрасно понимающих свои перспективы (точнее их отсутствие), участвующих с одной целью: «засветиться», чтобы быть на виду в будущем…
Не только «молодёжная» команда, но и другие группы участников праймериз не верят, что политические тяжеловесы, принимающие в нём участие, так просто, основываясь исключительно на результатах внутрипартийного голосования, уступят место хоть и умной, хоть и талантливой, хоть и красивой, но молодёжи. Вследствие этого молодые участники внутрипартийного голосования не уверены ни в праймериз, ни в себе и своих силах. Им ясно дают понять: «Вы – наше будущее! Вот и приходите в будущем! Вы – в будущем – обязательно станете депутатами!» Но к этому времени подрастают дети партийных бонз, и талантливая молодёжь вместо самореализации амбиций снова переводит себя в режим самоедства и ожидания «удачного момента», наблюдая за тем, как по карьерному лифту вверх вместо них поднимаются посредственности…
Недоверчивые
…Редакция «ЧК» не стала выделять в отдельную группу тех, кто не захотел идти на праймериз «Единой России», не доверяя её местным организаторам, или же тех, кого партия, наоборот, отвергла сама. На данный момент известно о двух лицах, желавших участвовать в праймериз, но не допущенных до него. Это председатель Общественной наблюдательной комиссии в РД Гасан Айгунов (он сначала был включён в список участников праймериз, а затем исключён из него) и председатель координационного совета НКО Дагестана Шамиль Хадулаев (не был допущен к участию вообще). Как пишет Хадулаев на своей странице в Facebook, ему отказали за «действия, дискредитирующие партию», а именно, за те заметки, что он публиковал в соцсетях, связанные с проигрышем «Единой России» в Буйнакске в сентябре 2015 года на муниципальных выборах. Хадулаев считает, что праймериз, как и дагестанское отделение партии, «прихватизирован узкой группой лиц», но не поясняет, кем конкретно. (Отметим, что с аналогичной формулировкой не допущен к праймериз от «Единой России», но уже в Карачаево-Черкесии, председатель Российского Конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов.)
В числе причин, по которым Хадулаев не был допущен к праймериз, можно рассматривать и то, что он является помощником депутата Госдумы Ризвана Курбанова. Депутат-«единоросс» Курбанов тоже не стал проходить процедуру внутрипартийного голосования, предпочитая вести свою подготовку к выборам самостоятельно, вне влияния на процесс руководства как республики, так и ДРО партии власти. Учитывая напряжённые отношения с руководством республики, у депутата, желающего выдвигаться от Северного одномандатного округа Дагестана, нет уверенности, что его не прокатят.
Другой возможный кандидат в депутаты Госдумы – министр транспорта, энергетики и связи РД Сайгидпаша Умаханов – хоть и имеющий хорошие отношения с властью, но тоже предпочёл не связывать свою судьбу с праймериз, практически полностью контролируемым местным руководством. Умаханов рассматривается как кандидат от Южного одномандатного округа, причём как имеющий наибольшие шансы на успех.
Одномандатники
От Дагестана в Госдуму должны пройти три депутата, избираемые в трёх – Северном, Центральном и Южном – одномандатных округах. Судя по списку праймериз, партия уже определилась, кто от «Единой России» может пойти на выборы.
В Северном округе конкуренцию Ризвану Курбанову, судя по всему, должен будет составить его коллега, председатель ОНФ Дагестана Умахан Умаханов. Последний считается креатурой владельцев группы «Сумма» братьев Магомедовых (Зиявудина и Магомеда). По некоторым данным, планирует выставляться и известный борец Сажид Сажидов. Он, как уроженец Цумадинского района, надеется на поддержку своих земляков, компактно проживающих в северной зоне республики. Что касается традиционного кандидата от этой части Дагестана – коммуниста Сергея Решульского, то, по некоторым сведениям, он может прекратить свою политическую деятельность…
В числе серьёзных претендентов на депутатский мандат и выдвиженец от движения «Народ против коррупции» Залимхан Валиев. Он уроженец пос. Новый Кяхулай (пригород Махачкалы), активный участник «караманских событий», заявляющий о себе как борец с коррупцией, опирающийся на народные массы.
В Центральном округе, как известно, сильны позиции кандидата-одномандатника от партии «Родина» Магомедрасула Омарова. Его конкурент определится по итогам праймериз 22 мая. Только тогда будет ясно, кто конкретно – Мамед Абасов (действующий депутат Госдумы) или Абдулгамид Эмиргамзаев (близкий к Сулейману Керимову человек, участник выборов в НС РД 2007 года) – будет бороться за звание депутата.
На лидерство в Южном округе, помимо Сайгидпаши Умаханова, намерен претендовать (опять-таки, судя по участию в проекте «Народный праймериз – 2016» на сайте «Черновика») руководитель гильдии строителей СКФО Али Шахбанов. На лидерство в этом же округе, судя по участию в праймериз, претендует глава Лакского района Юсуп Магомедов.
«Эй, подвинься!..»
Контроль республиканской власти за формируемыми партиями списками кандидатов был всегда. Время от времени партийные функционеры приглашались в Белый дом, где им рекомендовали включить или исключить из списка ту или иную кандидатуру, перетасовать результаты выборов и пр. Как правило, партии идут навстречу таким пожеланиям руководства республики в надежде на взаимовыгодное сотрудничество в будущем.
Это привело к ситуации, когда республиканская власть стала своего рода монополистом, гарантирующим тому или иному политику или же финансово-политической группе депутатские мандаты как в Народном собрании, так и в Госдуме. По этой же схеме, в принципе, идёт и Абдулатипов, определяя (совместно с премьер-министром Абдусамадом Гамидовым и спикером НС РД Хизри Шихсаидовым), кого включить в списки участников праймериз на выборы в НС РД, а кого нет, кого поддержать в будущем с помощью административного ресурса на выборах, а кому отказать в этом.
Теперь же в этой схеме появился новый участник – движение «Народ против коррупции», близкое к муфтияту республики и заявившее о своём желании участвовать на выборах. В качестве лидера (лица) движения объявлен первый заммуфтия РД Мухаммадрасул Саадуев. Духовенство, к которому светская власть до сих пор относилась как к неприхотливому, много не просящему союзнику, сейчас находится в состоянии плохо скрываемого конфликта. Те же лица, что в 2014 году полностью поддерживали тезис муфтия РД Ахмад-хаджи Абдулаева о том, что «Водителя (главу РД – «ЧК») разговорами отвлекать не надо!», сегодня активно провозглашают лозунги о необходимости противодействовать коррупции в чиновничьей и правоохранительной среде Дагестана. Они превратились в серьёзную силу, претендующую на присутствие в дагестанской политике, и могут спокойно и негромко сказать республиканской власти: «Эй, немного подвинься…» – и ей придётся подвинуться…
Начальной точкой конфликта главы РД, причём как с муфтиятом, так и МВД по РД, можно считать 18 марта, когда в ходе заседания АТК Абдулатипов заявил: «В последнее время органы власти и ДУМД, возможно, слишком бескомпромиссно выступают против приверженцев некоторых религиозных течений. Есть люди, которые просто молятся в той форме, которая, по их пониманию, более правильная. При этом они не замышляют какие-либо антигосударственные или незаконные действия. Таких людей надо оставить в покое. И среди тех, кто ушёл в лес, но не совершил ещё преступления, могут быть как бандиты, так и обманутая молодёжь, которую можно вернуть. Работать именно в этой части – наша задача. Общество должно активнее подключаться к борьбе с экстремизмом. В том числе из-за слабой работы в этом направлении правоохранительным органам чаще приходится силовыми мерами решать проблему экстремизма. Естественно, это относится лишь к тем случаям, когда человек не нарушал закон».
На следующий день – 19 марта – инициативная группа создала общественное движение «Народ против коррупции» (кстати, этот день они официально считают днём рождения своей организации) и с того же дня начала активные действия по разоблачению коррумпированного чиновничества Дагестана. Не осталось в стороне и МВД по РД. Они активизировали пятничные рейды по салафитским мечетям и постановки на учёт инакомыслящих. В этот же период, 8 апреля, был арестован имам «восточной» мечети Хасавюрта Магомеднаби Магомедов, а 10 апреля он был сильно избит. Сотрудники СИЗО №1 Махачкалы требовали от него, чтобы он встал перед ними на колени. Такие действия, вполне возможно, были связаны с желанием спровоцировать митинговую активность салафитов, вывести от 5 до 8 тысяч человек на улицы, а также подтолкнуть их к беспорядкам. Не исключено, что, по замыслу некоторых оборотней в погонах, это должно было усилить давление на Абдулатипова, подорвать к нему доверие со стороны Кремля и, с учётом и так плохого информационного фона вокруг него, вынудить Москву снять его с должности. Но люди на митинги не вышли…
Не будем гадать об истинных причинах конфликта руководства РД и муфтията (их много, и они забавно дополняют друг друга), скажем лишь, что попытки дипломатических переговоров между ними результата не принесли. По некоторым сведениям, на этой неделе муфтий РД был в администрации президента России, где проходили консультации по поводу появления антикоррупционного движения. Москва осознаёт, что промуфтиятское движение способно существенно подорвать позиции «Единой России» в Дагестане, но при этом быть своего рода гарантом демократических преобразований, фактором, который (при совместной работе с другими партиями) может провести относительно честные выборы с отражением в протоколах реальных результатов выборов, а не нарисованных. Для этого нужно лишь, чтобы антикоррупционеры не заразились политической торговлей, а принципиально держались своей линии и брали ответственность за свою политику на себя… ]§[
- 59 просмотров