Риски. И их отсутствие

Должность главы республики – это должность без особых рисков. На это утверждение наводит, по крайней мере, судьба двух президентов – предшественников Рамазана Абдулатипова.

Если не брать всерьёз статистические данные нашего постоянно «улучшающегося благоденствия» и «валового национального счастья» (привет королевству Бутан!),  то что можно ставить в заслугу Муху Алиеву и Магомедсаламу Магомедову? Можете считать автора неблагодарным и узко мыслящим, но в глубине души вы… ну, в общем, думаю, всё понимаете. Жизнь не изменилась. Результат как минимум спорен. Но ответственности – никакой. Да и какая она может быть? Оба спокойно себя чувствуют в своих нынешних состояниях – пенсионера и политика, удалённого от решения важных вопросов. То есть условный глава республики, может быть, и принимает правила игры, навязанной Центром, морально готовится покинуть пост, но реальной угрозы не чувствует. К тому же политико-экономические дивиденды, накопленные к тому времени, пересиливают страх федеральной дубинки. То есть спорные решения, возникающие в связи с фамилией Абдулатипова, его якобы заинтересованность (не доказано, поэтому утверждать никто не может) в кадровой чехарде и постоянной смене министров, управленцев разного уровня, которые якобы настолько спортивны, что готовы отжиматься,  укладываются в этот постулат.

Более того, есть ощущение, что высшее должностное лицо республики, просчитывая риски, большее значение придаёт именно давно выстроенной системе дубинок региональных, той самой системе сдержек и противовесов, о которой Артур Шлесинджер, историк, дважды лауреат Пулитцеровской премии, говорил, что такая система «создаёт постоянную партизанскую войну».

Для главы РД всегда было важнее не нарушить систему сдержек и противовесов, которая в нашем случае олицетворяется не ветвями власти, а реальными людьми и стоящими за ними кланами, набирающими вес и силу десятилетиями. Муху Алиев и Магомедсалам Магомедов держали баланс и умело, в принципе, прошли по канатной дороге президентства.

Конечно, Кремль не обидит Абдулатипова, что бы он ни делал и что бы опрометчиво ни наговорил. Но вот с региональной системой, которую Абдулатипов старательно пытается сломать, порой бездумно (ли?) игнорируя (кто-то скажет «кидая»), так вряд ли получится.

А потому за всем этим будет очень интересно наблюдать.  

Номер газеты