Право на ложь

Довольно регулярно в Госдуме задумываются о том, чтобы повысить ответственность журналистов, СМИ, а также (модная тенденция) блогеров за ложь, высказанную и обнародованную ими на какой-либо информационной площадке. Карать за ложь, конечно же, следует! Я лично за простую схему: «Солгал? За решётку!», но только не могу понять, почему карать собираются только журналистов и блогеров?

А как же политики (причём в широком смысле этого слова: чиновники, депутаты, руководители силовых структур и пр.)? Почему они, часами вещающие с экранов телевидения, избегают такой ответственности? Они, кто обещают нам светлое будущее и прекрасно знают, что при современной серой или чёрной экономике чего-то хорошего нам ещё долго не видать.

Одним из общеизвестных «секретов» журналистики является то, что журналист не только занят разоблачениями и расследованиями, но и, как правило, анализом и тиражированием лжи политиков. И чем масштабней лжёт политик, тем масштабней (поневоле) ложь работника пера. Но политик за свою ложь (во всяком случае такое происходит в нашей стране) получает высокие рейтинги и неприкосновенность, а журналист – уголовную и материальную ответственность. Разве это справедливо? Разве справедливо, что за свою ложь никак не ответственны руководители и сотрудники пресс-служб органов власти и госкорпораций? Вот, к примеру, 6 октября 2014 года в Ногайском районе Дагестана подполковник полиции Сайпуллакади Джамалдинов в одном из кабинетов РОВД выстрелом в затылок убил опрашиваемого Эрадиля Асанова. Это то, что было на самом деле и установлено экспертизой и следствием. Общественности и властям о случившемся пресс-служба МВД по РД сообщила… несколько иначе: «Преступник напал с большим ножом на трёх полицейских и нанёс им раны. В результате самообороны он был убит». Кто-нибудь в дагестанском МВД понёс серьёзную ответственность за эту наглую и беспринципную ложь? Нет. Впрочем, как и стрелявший в затылок Джамалдинов, который до сих пор не допрошен и даже не под арестом…

Каждый политик, каждый мало-мальский чиновник считает, что у него есть право на ложь. Хотя никто им такого права не давал. И если политики, а также руководители пресс-служб органов власти и госкорпораций будут нести такую же ответственность за ложь, какую хотят установить для журналиста, блогера или  СМИ, то мы увидим другую картину. Мы увидим крайне осторожных в обещаниях чиновников и депутатов, старающихся не лгать руководителей силовых структур, а также объективных, но в то же время имеющих полное право на свою субъективную оценку происходящего журналистов. 

Номер газеты