Поле для мата

Одиннадцать арестованных судом чиновников и отправленных в СИЗО-1 Махачкалы и ещё столько же фигурантов, неожиданный визит силовиков к уже имевшему ранее с ними плотный контакт Курбану Курбанову, судорожные поиски республиканским центром временного главы муниципалитета и многое другое. Это всё полный интриг и беспокойства Дербентский район, вторую неделю кряду удерживающий марку политического и криминального ньюсмейкера республики.

Курбан Курбанов, по всей видимости, может жить спокойно

Ажиотаж вокруг хозяйствующего кресла Дербентского района и спрос на него велики настолько, что за пять лет власть здесь в общей сложности менялась семь раз. К разочарованию местного населения, большинство из руководителей льстились не на богатейшие аграрные и культурные традиции района, а на близость к ресурсам. Земельным. Руководство республики, как правило, далёкое от мнения людей, ведёт подбор только ему удобных муниципальных кадров. Такая чехарда и чаще нелепый политический перформанс привели к тому, что район уже который год пребывает в тяжёлой контузии.

Очередной удар, напомним, был выброшен на прошлой неделе, когда сотрудники правоохранительных органов буквально выкосили всё руководство района, включая и. о. главы Фуада Шихиева, его заместителя Эльмана Аллахвердиева, а также руководителей ряда структурных подразделений и глав поселений по подозрению в крупных земельных махинациях.

 

Очередь к судье

 

Ажиотаж, впрочем, был и 1 августа у здания Советского районного суда Махачкалы, где, несмотря на субботний день, было очень многолюдно. Сюда съехались родственники, друзья и адвокаты одиннадцати задержанных чиновников Дербентского района, включая Фуада Шихиева.

Напрасно надеялись адвокаты задержанных, что раз все фигуранты проходят по одному делу, ходатайства следствия об их аресте суд рассмотрит в рамках одного заседания. Ни одна клетка в залах Советского районного суда не вместила была в человеческих условиях 11 подозреваемых. И их разделили, а очередь рассмотрений растянулась на весь день.

В частности, в индивидуальном порядке рассматривалось ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Фуаду Шихиеву, который, по мнению следствия, является ключевой фигурой в иерархии преступной группы – её организатором.

Следствие, напомним, считает, что группа занималась мошенничеством с земельными участками, а проще – продавала и передавала их в долгосрочную аренду по заниженной кадастровой цене, тогда как цена рыночная превышает 200 млн рублей.

В этот день вместе с Шихиевым также были арестованы на два месяца его заместитель Эльман Аллахвердиев, главы сёл: Сабнова – Вячеслав Магарамов, Хазар Несими Мирзоев, Нижний Джалган Мевлетдин Новрузов, сотрудники дербентского отдела республиканского управления Росреестра Рауф Султанов и Мирисмаил Сеидов, директор управления хозяйственного и транспортного обслуживания администрации района Эльман Наврузалиев, житель села Хазар Кюндюз Марданов и генеральный директор строительной компании «Сервисстрой» Альберт Нафталиев. Ещё одному фигуранту дела, гендиректору компании «Кадастр» Сеферу Мурадову, суд продлил срок задержания на 72 часа, но 3 августа также «выписал путёвку» в СИЗО на два месяца.

Перед началом рассмотрения ходатайств адвокаты знакомились с материалами дел своих подзащитных, и это порой происходило весьма странно. В частности практически на коленке их изучал защитник Шихиева Рафик Маматов.

Он ходатайствовал о продлении срока задержания Шихиева на 72 часа и переносе рассмотрения позиции следователя.

 Это время Маматову нужно было для предоставления документов, на основании которых суд мог бы принять решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, в частности, справки с места жительства. 

Но следователь был прямолинеен. Установлено, начал он своё выступление, что в 2018 году Шихиев и остальные фигуранты дела создали преступную схему по получению крупных взяток за предоставление в собственность и в долгосрочную аренду земельных участков, расположенных на территории муниципалитета. 

Незаконная деятельность группы, сообщил следователь, длилась с мая 2018 года по июнь 2020 года.

Защита задержанного недоумевала. «Вам известно, что Шихиев не весь указанный вами период являлся исполняющим обязанности главы Дербентского района», – обратился в связи с этим Маматов к следователю. Также адвокат попросил уточнить, совершались ли Шихиевым инкриминируемые ему преступления в течение всего этого периода.

«Дело только возбуждено, – отреагировал следователь, – и эти обстоятельства будут уточняться в дальнейшем».

Напомним, с июня 2018 г. Шихиев был назначен и. о. главы, с 7 марта 2019 года – занимал должность полпреда главы Дагестана в Южном территориальном округе, и с 20 сентября 2019 года его вернули на должность исполняющего обязанности главы района. 

Прокурор, опираясь на показания одного из 22 фигурантов дела, бывшего начальника управления земельных и имущественных отношений администрации Дербентского района Эльмана Мирзоева, и стенограмму телефонных переговоров Шихиева, отметил, что в ходатайстве изложены обстоятельства, обосновывающие подозрение в причастности к преступлению. 

«Тяжесть подозрения может явиться основанием для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, нельзя забывать о представленной в деле информации из ФСБ о том, что члены преступной группы имеют дружественные и родственные связи с представителями правоохранительных органов и органов власти Дагестана. Поэтому они могут оказать давление на участников уголовного судопроизводства, принять меры по уничтожению следов преступной деятельности», – объяснил суду свою позицию прокурор.

Адвокат зачитал постановление о возбуждении уголовного дела, согласно которому в разное время в преступную группу, помимо перечисленных выше арестованных фигурантов дела, также были вовлечены и. о. начальника управления земельных и имущественных отношений администрации Дербентского района Мамедбек Шихахмедов, начальник отдела строительства и архитектуры Вадим Ибрагимов, сотрудники МФЦ Дербента Саид Магомедов, Асим Султанов, Савара Османова, сотрудник дербентского Росреестра Эсмира Алиева, директор управления хозяйственного и транспортного обслуживания администрации Дербентского района Эльман Наврузалиев и другие люди.

На этих лиц во время допроса указал Мирзоев. Из протокола допроса с его же слов следует, что он может рассказать, каким образом действовала группа, о роли каждого участника, так как «сам одним из первых был вовлечён Шихиевым в преступную группу».  

«Шихиев, – зачитывал дальше Маматов постановление о возбуждении уголовного дела, – осуществлял координацию распределения денежных потоков. Суммы, за которые участники организованной группы реализовывали похищенные участки, варьировались в зависимости от их месторасположения: от 100 тыс. руб. до 1,5 млн руб. за земельный участок». 

Далее Маматов представил суду документы, которые, как он выразился, наоборот, доказывают, что Шихиев занимался возвратом похищенных земель, а не незаконной распродажей. В первую очередь он ходатайствовал о приобщении к делу двух писем за подписью своего подзащитного в адрес руководителя администрации главы и правительства Дагестана Владимира Иванова.

Письмо от 3 сентября 2018 года было зачитано вслух. В нём Шихиев просил Иванова обратить внимание лиц, прибывших для проверки республиканского управления Росреестра, на необходимость включения в предмет проверки деятельности органа госрегистрации в Дербентском районе. В письме также сообщалось о массовой застройке земель сельхозназначения. Также, сообщил суду Маматов, к письму приложен список участков из состава земель сельхозназначения, поставленных на государственный кадастровый учёт как земли населённых пунктов.

В письме от 16 августа 2018 года, озвученном защитником, Шихиев сообщал Иванову о нарушениях законодательства в сёлах Сабнова, Хазар, Митаги-Казмаляр и т. д.

«Ещё прошу приобщить к делу решения Арбитражного суда Дагестана, постановление Арбитражного суда кассационной инстанции от 24 января 2020 года. В этих обоих производствах истцом выступает администрация Дербентского района, которая просит об истребовании земельных участков, незаконно переданных в собственность третьим лицам. Также есть исковое заявление администрации в Дербентский городской суд, подписанное Шихиевым, от 26 октября 2020 года об аннулировании результатов продажи имущественных объектов. Указанные документы говорят о том, что мой подзащитный всю свою деятельность направил на устранение нарушений в области земельного права», – представил Маматов суду новые материалы. Джалалов удовлетворил ходатайство о приобщении перечисленных документов к делу. 

Внимание судьи было обращено на то, что в представленных следствием документах имеются только кадастровые номера участков, незаконную реализацию которых вменяют в том числе Шихиеву. 

«Нет сведений о том, – отметил адвокат, – когда, кому и кем участки были проданы, к какому населённому пункту они относятся, когда были сформированы межевые документы, выданы свидетельства о праве собственности. Фактически суд сейчас не может проверить обоснованность подозрений на основании представленных следствием документов и рассматривать вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу». 

Защитник сообщил суду о том, что у него не было возможности собрать характеризующие его доверителя документы: «Я не могу вам их представить, потому что следственные действия – допрос и очные ставки – с моим подзащитным завершились только вчера (30 июля «ЧК»), в районе 22 часов. И задержан он был 30-го числа. Не было времени для подготовки ещё огромного объёма документов, которые подтверждают невиновность моего подзащитного».

 

Слово в суде

 

Далее в свою защиту выступил сам Шихиев: «В 2018 году я узнал, что Эльман Мирзоев занимается мошенничеством. Об этом я сообщил сотрудникам ФСБ. От Мирзоева же в категорической форме потребовал уволиться. Он перестал ходить на работу. После возвращения Магомеда Джелилова (экс-глава Дербентского района – «ЧК») на должность главы я уволился, в 2019-м был назначен полпредом. В этом же году в адрес главы Дагестана Владимира Васильева поступило письмо ГСУ Следственного комитета России, в котором говорилось о незаконных действиях руководства Дербентского района, связанных, в частности, с вопросами землепользования. Учитывая работу, которую я проводил в 2018 году, в 2019-м было принято решение о моём возвращении на должность и. о. главы района».

Со времени прихода в Дагестан  Васильев только и делает, что удивляется

По словам Шихиева, им были подготовлены и переданы в ФСБ материалы относительно тех глав, с которыми он «якобы состоит в преступном сообществе».

«У нас на сегодняшний день более сотен материалов, собранных только по Сабнове», – дополнил подозреваемый.

Шихиев сообщил и о плотной работе с управлением Росреестра по Дагестану. 

«Я не могу контролировать всё, что происходит в Росреестре... Главы сёл вместе с регистраторами занимаются не совсем законными делами и тормозят нашу работу», – воспроизвёл подозреваемый содержание письма, отправленного им главе управления примерно месяц назад. 

Шихиев отметил, что его обвинение строится на показаниях Мирзоева, с которым у них личная неприязнь.

«Все обвинения в мой адрес – шок для меня. Прошу предоставить мне условия, чтобы я смог доказать свою правоту. Не собираюсь я никуда убегать», – заключил он. Но суд был неумолим...

 

Слово в СИЗО

 

На пятый день пребывания Шихиева в СИЗО его посетили члены общественной наблюдательной комиссии РФ в республике. Арестант, по их оценкам, не жалуется на условия содержания в изоляторе. Но Шихиев передал им короткое заявление (копия имеется в редакции «ЧК») в адрес прокурора республики Алексея Ежова. В нём он буквально пишет: «Уважаемый Алексей Владимирович! Я считаю, что мой арест связан с моей антикоррупционной деятельностью на должности и. о. главы Дербентского района с мая 2018 года по декабрь 2018 года и с сентября 2019 года по настоящее время. Проделанную работу в данном направлении я официально предоставил руководству Дагестана. На моей официальной странице в «Инстаграме» представлена публикация 2018 и 2019 годов с таблицей о возврате земель с указанием решений судов и кадастровыми номерами».

Конечно, содержание этого заявления не вносит большой ясности для читателя, тем более что Шихиев, очевидно, указывая на заказной характер своего преследования, не даёт даже намёков на источник(и) атак на себя.

Впрочем, на это намекает часть других задержанных. По сведениям общественника Шамиля Хадулаева, глава села Сабнова Вячеслав Магарамов заявил, что пытаются вынудить оговорить Шихиева в обмен на свободу, но этого делать не стал, даже несмотря на то, что знает Хадулаев, у Магарамова были довольно натянутые рабочие отношения с Шихиевым.

В этой связи кажется странным и другое. По данным правоохранительных органов, фигурантами уголовного дела (подозреваемыми) являются по меньшей мере 22 человека (это подтверждают и адвокаты арестованных), однако об их юридическом статусе ничего не известно. Вполне возможно, говорят наши источники, что их судьбы в собственных руках, а будущее будет зависеть от сговорчивости (или несговорчивости).

 Тем временем в рамках уголовного дела в отношении Шихиева и остальных арестованных правоохранительные органы пошли на неожиданный шаг. В среду, 5 августа, поступила информация об их визите к бывшему главе Дербентского района Курбану Курбанову. Информагентства и социальные сети по обыкновению шли далеко впереди событий, и к вечеру некоторые даже опубликовали материалы о его задержании.

В Следственном управлении регионального СКР подтвердили, что Курбанов был вызван на допрос, после которого был отпущен домой. Собеседники в ведомстве не стали уточнять предмет беседы следователей с экс-главой района, однако известно, что его могут привлечь к делу в качестве свидетеля.

Интерес силовиков к Курбанову, с одной стороны, выглядит оправданным, но с другой – совершенно неожиданным.

В последнее время он занимался вполне себе спокойным и лишённым всяких амбиций делом – руководил дербентским филиалом азербайджанского государственного экономического университета.

Он руководил Дербентским районом с 1998 года по 2014 год и лишился поста и нажил большие проблемы во многом из-за бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Конфликт, а по сути, сильнейшее давление главы Белого дома, привёл к тому, что в начале октября 2014 года Курбанов был задержан по подозрению в превышении должностных полномочий. Позднее его поместили под домашний арест, и надзор за соблюдением режима вели не только правоохранители, но и сотрудники из личной охраны Абдулатипова. В 2017 году Кремль «ушёл» Рамазана Абдулатипова с поста главы региона, в том же году уголовное дело в отношении Курбанова было прекращено.

Думается, следствие сегодня интересует его осведомлённость в вопросах землепользования в районе.

 

Чьих будет?..

 

На третий день после ареста Фуада Шихиева полномочия руководителя района были возложены на его заместителя Садира Эмиргамзаева. В этой процедуре ничего странного нет – при отсутствии действующего руководителя полномочия по закону переходят на его зама. Он, отметим, приходится братом депутату Государственной думы РФ, магнату среднего звена Абдулгамиду Эмиргамзаеву, тем не менее, было очевидно, что фигура он временная, в ожидании осмысленного решения центра.

Садир Эмиргамзаев явно вышел за рамки  своих полномочий

4 августа Садир Эмиргамзаев подписал распоряжение (имеется в редакции – «ЧК»), которым лишил себя статуса врио главы района и возложил эти полномочия на Наби Алиева, бывшего первого заместителя Комитета по государственным закупкам Дагестана. В тот же день его Эмиргамзаев официально представил коллективу администрации. Следом близкие к руководству республики ресурсы стали тиражировать тезис, смысл которого сводится к тому, что «наконец для Дербентского района подобрали человека с незапятнанной репутацией, не обременённого клановыми связями...».

Однако что-то явно пошло не так. Садир Эмиргамзаев либо по незнанию муниципального устава, либо второпях допустил серьёзное нарушение, так как не имел права назначать Алиева заместителем без предварительного одобрения депутатов районного собрания. По данным наших собеседников, близких к администрации Дербентского района, это всполошило руководство республики. Эмиргамзаева вызвали в Белый дом и потребовали объяснений. Отметим, что руководитель администрации главы и правительства Дагестана Владимир Иванов сейчас находится в отпуске, его обязанности исполняет заместитель Владимир Деревянко, которому после общения с ним пришлось развести руками, признав некую тупиковость ситуации. Но уже вчера, 6 августа, по нашим сведениям, в Дербентский район выехали представители Белого дома, где пытаются найти входы и выходы.  А главное – найти ответ на вопрос: чей человек Наби Алиев?!

Таким образом, карты здесь смешиваются всё больше, а ситуация, вероятнее всего, будет развиваться не по спокойному сценарию.

 

Череда временных...

 

Что примечательно, сразу после назначения Фуада Шихиева и. о. главы района о нём также говорили как о человеке из команды руководителя республики, а ещё ранее и с приходом бывшего испытанного силовика Магомеда Джелилова.

Шихиева и Джелилова называют непримиримыми оппонентами

Следует сказать, что некоторые источники связывают претензии к Шихиеву с тем, что Джелилов, также находящийся под арестом, решил заговорить. О чём конкретно, не сообщается, но известно, что он находился с ним в достаточно конфликтных отношениях. Причина всё та же – земля. Впрочем, не испытывал Джелилов никаких симпатий и к своему предшественнику Курбанову и сразу после своего назначения, по нашим данным, приступил к жёсткому переформатированию земельных и имущественных ресурсов, в той или иной степени находящихся в зоне контрольных интересов Курбана Курбанова и его близких. Причём делал это вопреки назидательным советам местных влиятельных азербайджанцев, желавших не рушить общинный мир. 

По числу задержанных, арестованных и осуждённых руководителей Дербентский район сегодня уступает разве что только Махачкале, где за пять лет с уголовными претензиями были «съедены» четыре мэра. И этот южный стратегически важный муниципалитет всё больше похож на шахматную партию, в которой от мата не гарантируют ни действия, ни бездействие.

Нужно понимать ещё и то, что сегодня Дербентский район – это земля вокруг другого набирающего силы и размах проекта – города Дербента, куда, помимо прочего, устремлены и деньги... БОЛЬШИЕ деньги богатейшего человека России по версии Forbes – Сулеймана Керимова.

А большие деньги – это и большие проекты, способные, кроме остального, поглощать территории... ]§[

Номер газеты