(Пока) не пересекающиеся линии

Режим стабильности и процветания, режим вставания с колен, режим скреп духовных, стерхов и амфор океанических – стремительно мутирует и уже не притворяется. Такое ощущение, что если не сегодня-завтра, то послезавтра мы окажемся в ситуации, когда каждый сам за себя.

Кажется, что мы смотрим на две линии, которые рано или поздно пересекутся, – наглое, наплевательское и открытое поведение власти, игнор мнения населения (выход на свободу Евгении Васильевой стал очередным плевком) и терпение самого населения, которое всегда было с запасом (наверное, он и сейчас есть, но рано или поздно кончится). И тогда линии пересекутся.

Что в такой ситуации будет с регионами, привыкшими жить как реципиенты? Каждый сам за себя, правильно. Каждый кризис федеральный центр использовал, чтобы укрепиться. Те полномочия, та власть, тот задел региональной свободы, который был дан в 90-е (где-то, конечно, свобода была чрезмерной), постепенно сворачивались. Точкой отсчёта можно считать кризис 1998 года. Первый такой кризис, из которого регионы вышли ослабленными, а федеральная власть – наоборот – укрепившейся. Затем был 2008 год (с изменениями в «выборном» законодательстве, сворачиванием прав СМИ, гражданских прав на митинги, шествия, пикетирования и прочее), и вот сейчас идёт третья волна. Кризис 2014–2015 годов (и это не предел, кризис будет продолжаться) – ещё одна отправная точка. Регионы ослабли и ослабнут в ещё большей степени. Для федерального центра потихоньку встаёт вопрос сохранения самого себя. А это очень серьёзно.

Нынешние чистки во властных структурах республики – это, думается, не только борьба за справедливость, а ещё и борьба за денежные потоки, коридоры и их контроль. Помните, с чего всё начиналось? С зачистки банковского сектора республики. Потом уже перешли на личности (и слава богу). Оказалось, что рычагов давления у местных князьков – не осталось, «личная армия» не настолько безбашенная, чтобы противостоять силовикам, стабильность криминогенная как таковая в регионе тоже не зависит от местных элит (на фоне «Имарата Кавказ», который, как пишут политологи, «уже не тот»), да и результат на выборах (любого уровня) можно обеспечить и так, не опираясь на «местных».

Режим сейчас в глубоком пике, он сейчас в режиме экономии и выстраивается под долгое противостояние и экономическую борьбу, попутно пытаются реагировать на ком проблем (не всегда удачно) и вляпываются в ситуации, которые только усугубляют положение. Регионы будут подстраивать под это новое направление. Кавказ в этом плане очень важен как южный форпост. Здесь ли не закручивать гайки? ]§[

Номер газеты