Переформатирование Махачкалы

Депутаты Народного собрания республики, уйдя на парламентские каникулы, отложили на сентябрь, а может и на более дальний срок, одну из самых серьёзных реформ, которую должна пережить Махачкала: принятие закона, оговаривающего статус столицы Дагестана, а также процедуру формирования власти в этом городе.

Рано или поздно дагестанские парламентарии должны будут принять этот закон, так как на федеральном уровне депутаты Госдумы уже внесли изменения и дополнения в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», оговаривающий общие черты будущих перемен.

 

Перемены к… чему?

 

На сегодняшний день Махачкала представляет собой городской округ, состоящий из трёх административных районов, разделяющих столицу на части и вбирающих в себя отдельные сельские поселения, расположенные у границ города (Тарки, Кяхулай, Семендер и так далее). Согласно Уставу Махачкалы, выборы главы столицы осуществляются всенародно, при тайном голосовании.

(Кстати, отметим такой факт, что выборы главы Махачкалы, если к этому времени депутаты НС РД не изменят статус столицы «городской округ» на «городской округ с внутрирайонным делением», должны быть официально назначены в сентябре 2015 года. Но это при условии, что временно отстранённый мэр столицы Саид Амиров не будет осуждён. В противном случае выборы могут быть назначены досрочно и, как вариант, состояться в феврале.)

Перед НС РД и новыми властями Махачкалы поставлена задача превратить столицу в городской округ с внутригородским делением, то есть в город, в котором имеются внутригородские районы как муниципальные образования.

Уверен, что обыватель не видит разницу в вопросе, будет ли Махачкала делиться на три административных района или же на внутригородские муниципальные образования, однако разница есть, и она существенная.

Если до сих пор Советский, Кировский и Ленинский районы Махачкалы входили, образно говоря, в вертикаль власти администрации дагестанской столицы (глава города назначал и снимал с должности руководство административных районов и прочие вытекающие из этого полномочия), то теперь эти районы будут являться самостоятельными юридическими лицами – муниципалитетами, осуществляющими деятельность в границах города. Согласно закону, управление этими внутригородскими МО осуществляется «непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». Это означает, что в каждом районе Махачкалы должен появиться свой совет депутатов численностью не менее 15–20 человек, а также глава, которого будут избирать всенародно или же назначать из числа депутатов местного собрания.

Отметим, что преобразование Махачкалы в городской округ с внутрирайонным делением, согласно ст. 13 указанного выше ФЗ, должно осуществляться «по инициативе населения, органов местного самоуправления, региональных или же федеральных властей». Кто был инициатором преобразований Махачкалы, сказать трудно. Обсуждение этой реформы идёт лишь в стенах Народного собрания, а об «инициативе снизу» – желании махачкалинцев менять систему управления столицей – ничего не известно. Скорее всего, по принятии республиканского закона о превращении Махачкалы в город с внутригородским делением население дагестанской столицы будет просто поставлено перед фактом! Тем более что в ч. 7.1 ст. 13  ФЗ №131 закреплено право республиканских властей при изменении статуса Махачкалы с городского округа на городской округ с внутрирайонным делением всего лишь «учитывать мнение населения» (то есть не носит обязательный характер). Также мнение населения учитывается при изменении границ внутригородских районов, а согласие населения «выражается представительным органом городского округа с внутригородским делением», то есть собранием депутатов всей Махачкалы. (Учитывая лояльность такого рода собраний депутатов к требованиям республиканских властей, «согласие населения» от депутатов, в случае необходимости, будет носить формальный характер.)

 

Всё сложно

 

ФЗ №131 устанавливает, что главой городского образования с внутригородским делением может быть либо сам глава МО, либо сити-менеджер, то есть глава администрации, назначаемый на должность по контракту. Как предполагается, именно такая схема будет использоваться в Махачкале в будущем.

Выдвижение кандидатов в сити-менеджеры федеральный закон предписывает проводить так. Конкурсная комиссия по итогам проведённого конкурса предлагает кандидатуры городскому собранию Махачкалы, а оно, в свою очередь, путём голосования утверждает главу администрации. Кстати, сама конкурсная комиссия должна состоять на половину из представителей горсобрания Махачкалы, а другая половина – из представителей республиканской власти.

Горсобрание Махачкалы, судя по ФЗ №131, не будет проходить процедуру выборов, а будет формироваться из представителей собраний депутатов внутригородских районов Махачкалы. Их численность и норму представительства, по сложившейся практике, должна будет высчитать и представить в качестве законопроекта в Народное собрание Администрация Главы РД. Норма представительства будет определяться в зависимости от численности поселений в районе, от количества глав поселений в статусе мэра или в составе представительного органа, от количества депутатов в поселениях и мест в представительном органе района. Причём норма представительства от муниципалитетов Махачкалы должна быть равной, несмотря на численность населения в этих районах.

С Магомеда Сулейманова его потенциальные конкуренты должны брать пример

 

 Так трогать или нет?

 

Депутат НС РД Абдулхалим Мачаев, комментируя реформу местного самоуправления для РИА «Дагестан», отмечает, что принятые в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» поправки увеличивают виды муниципальных образований в России, позволяя тем самым выбирать для каждого субъекта страны правильный вариант местной власти.

«У нас было пять видов муниципальных образований: городские поселения, сельские поселения,  муниципальные районы, городские округа и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения, и вводятся ещё два новых вида: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Так мы уходим от шаблонов. Мы должны понимать, что один субъект России отличается от другого. Единая модель не позволяет эффективно реализовывать имеющиеся ресурсы. Вариативность, многообразие форм – это и есть признаки истинного федерализма», – говорит депутат и, ссылаясь на послание президента страны, добавляет, что «местная власть не может находиться от народа дальше вытянутой руки».

Несмотря на такой радужный тон комментария, муниципальную реформу, если говорить о ней во всероссийском масштабе, можно назвать предпоследним этапом в построении вертикали власти. (Последним этапом, по всей видимости, будет назначаемость по согласованию с федеральным центром глав аулов, посёлков и хуторов.) Наверняка федеральному центру надоели жалобы глав субъектов России на влиятельных муниципалов, возглавляющих крупные города и районы. (Многие главы субъектов РФ вполне обоснованно видят в них своих политических конкурентов и поэтому их побаиваются.) Отчасти на эту реформу повлияло и то, что крупные города России стали переходить в руки тех, кого федеральный центр не желал бы видеть у руля власти.

Так, в прошлом году главой Екатеринбурга (население – 1,35 млн чел.) стал Евгений Ройзман – человек, не придерживающийся заданной Кремлём «линии партии». Как пример, участие Ройзмана в пикете в поддержку заключённых по Болотному делу и акции против военных действий России на территории Украины. Он же ставил вопрос о том, что Екатеринбург должен стать городом федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Данный статус Екатеринбурга позволяет считаться отдельным субъектом федерации, а лицо, возглавляющее такой город, соответственно, поднимается в ранг главы субъекта России. (Отметим, что с этих позиций и Махачкала, как самый крупный на Северном Кавказе как по территории, так и по численности населения город, тоже могла бы претендовать на такой статус. Ведь Севастополь с населением 300 тысяч человек почему-то стал таковым…)

Данная муниципальная реформа передаёт рычаги управления статусом какого-либо муниципалитета в руки глав субъектов РФ и позволяет диктовать свои условия мэрам городских округов. Если брать в качестве примера наш родной Дагестан, то можем увидеть следующую картину. Все дагестанские города носят статус «городской округ». В случае принятия НС РД соответствующего закона все города по требованию (а фактически это так) главы Дагестана могут быть преобразованы в городские округа с внутригородским делением (в этом случае разделение города на районы осуществляется республиканским законом). Последующая процедура формирования руководства такого муниципалитета позволяет главе республики плотно контролировать не только самого мэра города, но и процесс предложения кандидатов в мэры.

В этом ключе можно вспомнить инициативу главы республики Рамазана Абдулатипова по объединению пяти городов – Хасавюрта, Кизляра, Кизилюрта, Буйнакска и Дербента – с окружающими их одноимёнными районами. (Более подробно об объединении городов и районов в «ЧК» №21 от 30 мая 2014 года, в статье «Трогать или не трогать?».) Такое объединение с превращением новых муниципалитетов в городские округа с внутригородским делением позволило бы главе Дагестана значительно усилить своё влияние в республике путём доминирования на политическом поле.

Как стать мэром Махачкалы?

 

Странный вопрос?! Не совсем. По данным «ЧК», в Дагестане имеется достаточное количество политических групп, готовых к штурму этой вершины. Причём штурмовать они были готовы уже в сентябре этого года, ошибившись в подсчёте срока полномочий временно отстранённого мэра Махачкалы Саида Амирова ровно на год. Выборы главы Махачкалы, если муниципальная реформа не затронет столицу Дагестана, уверяют нас в избиркоме Дагестана, должны будут пройти в 2015 году.

Но такая ошибка в подсчётах – это только плюс для тех, кто видит себя в кресле махачкалинского градоначальника, так как есть время хорошенько изучить поправки в ФЗ №131 и подготовиться брать власть, идя в неё командами и блоками. Время, когда власть можно взять в одиночку благодаря своей харизме и деньгам, прошло. Теперь на выборах в Махачкале победит тот, кто будет соблюдать два взаимосвязанных условия: первое – возьмёт большинство мест во внутригородских районах – Кировском, Ленинском и Советском, а также будет применять нормы ФЗ №131 об отзыве депутатов-конкурентов и второе – будет активно присутствовать на информационном поле республики, предлагая различные городские проекты в области экологии, озеленения, решения транспортных проблем, безопасности, создания детских площадок и прочее. Как пример – активность действующего и. о. главы администрации Махачкалы Магомеда Сулейманова, регулярно встречающегося с жителями Махачкалы и пригородов, а также активно (если не агрессивно) присутствующего в информационном поле республики.

Традиционная опора на республиканскую власть и находящиеся рядом влиятельные политические группы в настоящий период может себя не оправдать, так как всё сейчас неоднозначно… 

Номер газеты