Парламентская дисциплина

Вторая сессия Народного собрания Дагестана шестого созыва прошла 27 октября в Махачкале. Глава республики Рамазан Абдулатипов на заседании не присутствовал (он в этот день встречался с министром строительства и ЖКХ России Михаилом Менем), но на работоспособности парламента это не сказалось: явка депутатов была высокой (были почти все), обсуждения законопроектов почти не было (обсуждали только те, что затрагивали свободу депутатов), а сама сессия скоротечной.

Единственным ярким пятном была формальная процедура досрочного прекращения Народным собранием магнату Сулейману Керимову депутатских полномочий в связи с утверждением его в статусе члена Совета Федерации – представителя НС РД…

Отметим, что на заседание дагестанского парламента пресс-служба Народного собрания РД вновь не пригласила представителей независимых СМИ республики, что, в принципе, никак не повлияло на их (СМИ) работоспособность по освещению деятельности депутатов.

Спикер НС РД Хизри Шихсаидов, открывая собрание, немного с хрипотцой в голосе сообщил, что в зале присутствуют помимо депутатов НС РД и членов дагестанского правительства депутаты Госдумы – Валерий Газзаев («Справедливая Россия»), Юрий Левицкий и Гаджимет Сафаралиев (оба «Единая Россия»). Шихсаидов напомнил, что Газзаев является известным российским тренером, добившимся успеха и на международной арене, а теперь в Госдуме представляет в том числе и Дагестан, так как региональная группа, от которой он избирался в российский парламент, включала себя территорию нашей республики.

«Мы его избрали, отдали за него голоса, сделав это осознанно… Он представляет нас в Госдуме…», – сказав это, Шихсаидов передал слово Газзаеву. Депутат вышел к трибуне, произнёс несколько красивых и дипломатичных, подобающих торжеству момента, выражений (слова благодарности и обещаний быть рядом и тому подобное) и после словесного дриблинга вернул «пас» (слово) «капитану команды» хозяев поля.

(Честно говоря, называть Газзаева нашим, дагестанским, игроком в Госдуме было бы не совсем верно, так как в Дагестане, согласно официальным данным, за кандидатов в депутаты Госдумы от «Справедливой России» проголосовало всего лишь 2,22% избирателей. Вполне может быть, что именно они и голосовали осознанно. А остальные тогда как? Неосознанно?«ЧК».)

Новый депутатский состав показал новые правила: теперь, как в прошлом созыве, представители фракций не выходили до начала рассмотрения повестки дня к трибуне с желанием озвучить насущные проблемы. В этом созыве депутаты сразу приступили к повестке дня.

Первым делом депутаты назначили 11 мировых судей республики, в том числе героиню наших публикаций Хамидат Алиеву («ЧК», №49 от 12.12.2014 г., «Неправосудная и неподсудная» и №50 от 19.12.2014 г. «Право на ответ»). Затем утвердили двух представителей в квалификационной комиссии адвокатской палаты РД от Народного собрания и, наконец, перешли к законопроектам и структурным вопросам парламента.

 

Прожиточный минимум и коррупция

 

Вопросы сессии можно было бы образно разделить на внутренние, касавшиеся работы НС РД, его внутренней структуры, и внешние, касавшиеся населения Дагестана. Так, депутаты приняли закон РД «О внесении изменений в ч. 3 ст. 7 Закона РД «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории РД и о внесении изменений в Закон РД ‘‘О земле’’». За этим длинным названием скрывалась поправка, суть которой заключалась в том, что внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в муниципалитетах осуществляются только по согласованию с органами прокуратуры.

Ещё один законопроект – «О внесении изменений в Закон РД ‘‘О противодействии коррупции в РД’’» – разграничил деятельность Минюста РД и Управление АГП РД по вопросам противодействия коррупции: за первым оставили антикоррупционную экспертизу правовых актов, а за вторым – антикоррупционный мониторинг и профилактику, контроль за соблюдением должностными лицами требований по противодействию коррупции и пр. проверочные функции.

Закон РД «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в РД на 2017 г. для определения социальной доплаты к пенсии» был принят сразу в двух чтениях. Первую редакцию этого закона докладчик – замминистра труда и соцразвития РД Мурад Казиев – объявлял так быстро, что сложилось ощущение, будто бы он не хочет, чтобы общество услышало сумму величины прожиточного минимума пенсионера – 8 010 рублей. В прошлом созыве тему социалки тут же подхватывали коммунисты, но сейчас они молчали. Чуть позже стало понятно, почему: на трибуну поднялся председатель комитета НС РД по здравоохранению и социальной политике Висампаша Ханалиев и заявил, что поступила поправка от депутата НС РД Сейфулы Исакова с предложением довести сумму прожиточного минимума дагестанского пенсионера до 8 374 рублей. Зал эту инициативу единороссов (перехваченную у КПРФ) поддержал…

 

Каждому по комитету!

 

В прошлых номерах «Черновик» писал, что распределение депутатов по комитетам, а также определение, кто из них будет работать на профессиональной основе, а кто – нет, проходило в НС РД достаточно нервно. Не всем, особенно тем, кто был оторван от родного муниципалитета, хотелось быть депутатом на общественных началах.

Этот момент в НС РД смогли урегулировать, внеся в закон РД «О комитетах Народного собрания РД» поправку, согласно которой «каждый депутат НС РД, за исключением председателя НС РД и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов НС РД». (Что примечательно, своего рода источником права для этого закона депутаты, согласно пояснительной записке, избрали ст. 22 Регламента Госдумы.

Аналогичным образом они поступили, когда обсуждали поправки в другой закон РД – «О статусе депутата НС РД», согласно которым депутат НС РД может быть лишён своих полномочий, если в течение года три и более раза без уважительной причины не будет участвовать в сессиях НС РД, а также в заседаниях комитета или комиссии, членом которой он является).

Не всем депутатам такая привязка к дагестанскому парламенту понравилась. К примеру, экс-глава Ахвахского района депутат фракции «Единая Россия» Исмаил Магомедшарипов заявил, что подобного закона, лишающего мандата народного избранника в случае неучастия в работе комитета или комиссии, нигде нет. «Если он относится к депутатам, работающим на профессиональной основе, то это понятно. Применять его к тем, кто работает на не профессиональной основе, мне кажется неправильным. Только в пяти субъектах РФ есть ответственность депутатов за неучастие в собраниях, но не более», – сказал депутат. Его поддержал член фракции КПРФ Мурзадин Авезов, добавивший, что участвовать депутатам в работе комиссий и комитетов будет тяжеловато и накладно…

Представлявший законопроект председатель комитета НС РД по законодательству, законности, государственному строительству и местному самоуправлению Фикрет Раджабов сослался на федеральный закон о депутатах Госдумы, но затем пояснил, что это первое чтение законопроекта и ко второму чтению его можно подкорректировать. И снова напомнил, что речь идёт о тех депутатах, кто отсутствует без уважительной причины.

В том же духе выступил и Шихсаидов, заявивший, что закон принимается в первом чтении и всегда есть возможность его поправить. Что же касается регламентирования деятельности депутатов, то, конечно же, нельзя излишне их привязывать к работе НС РД. В то же время Шихсаидов считает, что,  закрепляя в законе норму, по которой депутаты, работающие на профоснове, будут зависеть от требований о явке, а те, кто не на профоснове – не будут, может привести к «сортировке депутатов», превращая одних в более важных, по сравнению с другими. Его предложение принять закон в первом чтении и думать, что делать дальше, поддержало большинство депутатов, кроме трёх проголосовавших против и двух воздержавшихся.

Отметим, что в рамках борьбы за дисциплину депутатов народные избранники внесли в регламент НС РД положение, согласно которому они не имеют права доверить своим коллегам голосовать за себя в период их отсутствия. Теперь, в случае отсутствия депутата на заседании НС РД по уважительной причине, он может выразить свою позицию по любому вопросу повестки дня в заявлении на имя спикера НС РД.

Что касается комитетов НС РД, то к этой сессии были перераспределены их полномочия. К примеру, вопросы местного самоуправления отошли от комитета Магомедкади Гасанова в комитет Фикрета Раджабова, а комитет Раджаба Абдулатипова усилился вопросами молодёжи, спорта и туризма (см. таблицу).

Непосредственно состав комитетов НС РД, как сообщил коллегам Фикрет Раджабов, определялся на основе пропорционального представительства партий, профессиональных качеств и национального фактора. Конкретные персоналии, кто, как и почему вошёл в тот или иной комитет НС РД, а также по какому принципу одни стали заместителями председателей комитетов, а другие просто членами, на сессии не выяснялось. Депутаты проголосовали за предложенные им списки комитетов… ]§[

Номер газеты