От дискредитации к позитиву…

В прошлом номере «Черновика» (статья «ФарсМажорная Махачкала») писали о том, чем завершилась процедура избрания мэра Махачкалы: депутаты городского собрания избрали открытым голосованием Салмана Дадаева (уже экс-главу управы Басманного округа Москвы) на должность главы дагестанской столицы. Выбор, скажем сразу, был трудный, так как депутаты должны были определиться между неизвестным им Дадаевым и известной им Эльмирой Абиевой (председателем Собрания депутатов Советского района Махачкалы).

Если говорить без иронии, а также оставить в стороне тот факт, что депутатам горсобрания Махачкалы показали их место – быть обычными статистами, поднимающими в нужный момент руку, то нынешний конкурс по отобранию кандидатур на должность мэра дагестанской столицы был беспрецедентным. И вот почему.

Во-первых, конкурс показал, что в Дагестане, а также в среде дагестанцев за пределами родины есть профессионалы, способные возглавить любой город, район, министерство или ведомство. Что есть большое количество прогрессивно мыслящих, способных руководить большими коллективами и городами менеджеров, а также узкопрофильных специалистов, на которых нынешняя власть просто обязана опереться!

«Черновик» присутствовал практически на всех конкурсных процедурах, поэтому может предложить свой перечень кандидатов в главы Махачкалы. Специально приводим их в алфавитном порядке, так как программы кандидатов и их ответы конкурсной комиссии были примерно равными: практикующий юрист Арсен Магомедов, предприниматель Арсенбег Пираматов, медиаменеджер Рамазан Рабаданов, муниципальный чиновник Салман Дадаев, экс-муниципальный чиновник Сергей Османов, экс-член Общественной палаты РД Шахбан Касумов, общественный деятель Юсупбег Юсупов. (Любой из них был бы способен руководить городом не хуже Мурада Алиева.) В силу своего политического и предпринимательского опыта в этот список, хоть и не на первых позициях, входят депутат Госдумы Гаджимурад Омаров и первый замглавы Махачкалы Абдулмуъмин Ибрагимов.

Понятно, что на стороне Дадаева был сминающий любое сопротивление мужества и воли административный ресурс, но итоговый результат конкурсной комиссии – список из Дадаева, Абиевой и Ибрагимова, когда были и другие достойные кандидаты, выглядел как издевательство. Никто не ограничивал право конкурсной комиссии представить депутатам не три, а пять или шесть фамилий. Это было бы достойно и показало незаинтересованность самой комиссии в выдвижении тех или иных кандидатур. А теперь…

Получается, прав был Гаджимурад Омаров, заявлявший отвод членам конкурсной комиссии, – депутатам горсобрания Махачкалы от «Единой России», так как они являются заинтересованными лицами. Это было обоснованно, так как 15 января махачкалинское отделение «Единой России» (в период конкурсных процедур) провело свою конференцию, на которой заместитель секретаря Махачкалинского местного отделения партии Абулмуслим Муртазалиев, он же председатель городского Собрания депутатов Махачкалы, заявил, что их партия поддерживает кандидатуру Салмана Дадаева. (Кстати, новость об этом уже недоступна на сайте администрации Махачкалы.)

В конечном итоге конкурсная комиссия вывела в финал три кандидатуры: главного кандидата Дадаева, а также члена президиума регионального политсовета ВПП «Единая Россия» Абиеву и являвшегося до ноября 2018 года и. о. секретаря Махачкалинского местного отделения «Единой России» Ибрагимова. Беспристрастность? Не слышали…

Кстати, есть версия, что некий кандидат предложил депутатам горсобрания за его поддержку от одного до трёх миллионов рублей за голос, поэтому руководство собрания, а также АГП, испугавшись, что депутаты сделают свой выбор, решили перестраховаться. Но пока она не находит серьёзного подтверждения.

Во-вторых, на кандидатов – иногда бывает и такое – власть давление не оказывала. Выдвижение сорока кандидатов показало, что они не испугались «гнева Васильева». По сложившейся в Дагестане традиции выступить конкурентом (даже слабым) кандидата от Власти считалось покушением на авторитет власти. И ещё два года назад на такого человека смотрели бы как на ярого оппозиционера. Власть отнеслась к этому спокойно: никому пальцем не погрозила и репрессий не обещала. Появившиеся же слухи о том, что глава РД Владимир Васильев, чтобы снять с избирательной гонки Гаджимурада Омарова, звонил спикеру Госдумы Вячеславу Володину, с удивлением опровергал сам депутат. Правда, нашёл подтверждение, но только отчасти, слух о том, что первый замруководителя АГП Владимир Деревянко обзванивал депутатов горсобрания и рекомендовал им «сделать правильный выбор». Как оказалось, он делал эти рекомендации только руководству горсобрания…

В-третьих, это мало кто заметил, благодаря активности кандидатов и внимания к процедуре СМИ и общества главному кандидату Салману Дадаеву пришлось… побороться за свою должность! Ожидания основного кандидата и привыкшего к такой картине общества, что он не спеша придёт и сядет в кресло градоначальника, провалились: публичность конкурсных процедур, требования огласить перед СМИ и общественниками свою программу развития Махачкалы, отвечать (также публично) на вопросы комиссии в ходе собеседования заставили соответствовать. Требовалось доказывать, что ты относительно лучший: учить устав, делать презентацию, вникать в содержание подготовленной программы развития города, вносить в неё коррективы…

Ну, и в-четвёртых, то, как прошли конкурсные процедуры, можно назвать долгожданным прецедентом: впервые общественность и СМИ могли наблюдать за тем, как кандидаты в главы города озвучивают свои программы развития, отвечают на собеседовании. Этот позитивный опыт, несмотря на дискредитировавший комиссию итог, необходимо закрепить в республиканском законодательстве и муниципальных правовых актах.

Совершенно очевидно, что для конкурсных комиссий по отбору глав городов и районов необходим отдельный сайт, куда будет выкладываться вся информация о грядущих избирательных процедурах в республике. Да, наподобие сайта Избиркома Дагестана и под эгидой АГП. С учётом того, что половина членов конкурсной комиссии из Белого дома и, как правило, являются председателями комиссий, трудностей тут возникнуть не должно.

Необходимо выкладывать список кандидатов, их биографию, программу развития, видеосъёмку того, как кандидаты излагают комиссии свою программу и отвечают на вопросы в ходе собеседования.

Необходимо прописать в законодательстве требования, проводить все процедуры конкурса с возможностью доступа к ним СМИ и общественности. Закрытых выступлений кандидатов или работы комиссии быть не должно: граждане имеют право знать, кто выдвигается в главы МО, а также кто из членов комиссии и как их оценил (на основании каких оценок комиссии и за что кандидат предложен Собранию депутатов). Нужно обнародовать методику подсчёта баллов, а также установить проходной балл – все, кто его прошёл – хоть два, хоть сто человек – должны быть представлены комиссией Собранию депутатов.

Комиссия столкнулась с сорока кандидатами не только в Махачкале. 27 кандидатов было в Табасаранском районе, а в Кизилюрте – более 20. Это общая тенденция. Она, скорее всего, повторится и в других городах и районах, поэтому необходимы разумные ограничения, позволяющие отфильтровать реальных кандидатов от желающих пропиариться на пустом месте.

Заявления кандидатов о нежелании разглашения персональных данных, программы, а также нежелание публично, под видеозапись, отвечать на вопросы конкурсной комиссии как в ходе представления программы, так и в ходе собеседования, неявка на конкурс по неуважительным причинам (их перечень должен быть предельно ясно расписан) должны быть основанием для снятия с конкурса.

Комиссия, а потом и депутаты, представители района, отбирают кандидатуры на должность главы города или района, а не на должность главаря банды, поэтому недопустимо, чтобы людям подсовывали кота в мешке – человека, о судимости которого можно узнать (потенциально) только после конкурсных процедур. Если потенциальный кандидат стесняется своего прошлого или не готов публично рассказать о своей программе, то пусть сидит дома или прикладывает свои силы и возможности в других сферах. Мир большой…

Эти предложения к власти являются механизмом, не только позволяющим СМИ и общественности наблюдать за тем, чтобы Власть не обманула население и дала обществу устраивающую кандидатуру мэра, но и позволяющим очень мощно подтянуть образовательный уровень вероятных кандидатов. Нынешний махачкалинский опыт показал, что не все кандидаты понимали, куда они идут, что намерены огласить, имеют ли они элементарные знания в законодательстве или менеджменте, госуправлении… Они должны готовиться, если к таким экзаменам их не подготовила политическая жизнь и работа.

Конечно, идеальным вариантом было бы вернуться к всенародным выборам: тогда народ сам выбрал бы себе главу хоть из двух, хоть из ста кандидатов. Но раз у народа это право отняли, то можно ведь прийти к среднему знаменателю: оставить отбор кандидатур за комиссией, а право выбирать между отобранными кандидатурами оставить за народом. ]§[

 

Номер газеты