О главном событии дня...

Убийство французских карикатуристов вновь подняло на невиданную высоту общественные дискуссии (в соцсетях и СМИ) об исламском радикализме, праве прессы и каждой отдельной личности на свободу слова и свободу совести, а также праве на жизнь.

Сразу скажу, что к убийству карикатуристов отношусь крайне отрицательно, но и коллегами их называть не буду. Журнал, который специализировался на карикатурном унижении всего и вся, выбравший в качестве объекта нападок (в основном) мусульман, не ассоциируется в моей голове со средством массовой информации. И поэтому я не могу понять, с каких пор низкопробные оскорбления людей, социальных и религиозных групп, пусть даже выраженные языком плаката и карикатур, стали свободой слова?

В России оскорбление человека – это преступление. Оскорбление социальной или религиозной группы – экстремизм. И я очень сомневаюсь, что даже наша правовая система (к которой есть очень много претензий) позволила бы существовать изданию, наращивающему тиражи и популярность за счёт разжигания войны в обществе!

Журнал, который подвергся нападению, оскорблял не только мусульман. Он оскорблял и другие религии. И вину в произошедшем я возлагаю не только на террористов, но и на саму Францию. Страна революций, некогда провозгласившая «Свободу, равенство, братство!», запуталась в себе. Свобода превратилась во вседозволенность, а равенство и братство позабыты.

«Свобода дискутирующего размахивать руками заканчивается там, где начинается кончик носа оппонента» – кто сказал, не помню, но сказал верно. Свобода слова – это не свобода оскорбления человека по национальному, расовому или религиозному признаку. Это свобода говорить обо всём в корректных выражениях. Если бы судебная система Франции, рассматривая иски мусульманских общин к этому изданию, дала бы по рукам журналу, сказав, что равенство и толерантность (основы европейского образа жизни) подразумевают под собой запрет на оскорбления человека, то сегодня все были бы живы. И ненавидящий все религии мира главный редактор журнала, и его коллеги, и полицейские... Но когда этого не происходит, когда государство молчит, а человек, умышленно оскорбляющий вас, прячется якобы за свободу слова, то не стоит удивляться, что «прилетает ответка». Потому что там, где государство не вмешивается в острые вопросы, где не работает закон, начинает работать самосуд.

P. S. Конечно, можно сказать, что я призываю к цензуре, что Франция выросла на свободе слова и их властям видней. Это не так. Журнал, невзирая на общественность, уже закрывался властями за шутку в адрес умершего президента своей страны. А за карикатуру на сына Саркози один из художников в 2008 году был уволен…

Номер газеты