Накрыло волной...

События, произошедшие на этой неделе на информационном поле страны – якобы задержание брата экс­главы республики и депутата НС РД Раджаба Абдулатипова – не только взбудоражили Дагестан, но и (так совпало) выразились в кадровых изменениях в блоке республиканской власти, ответственной за информационную политику.

 

Брат за брата

 

Первая информация о задержании сотрудниками ФСБ Раджаба Абдулатипова (депутата НС РД, брата экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова) в аэропорту «Шереметьево» и препровождении его для допроса в Главное управление Следственного комитета России, если верить многочисленным СМИ, пришла в ночь с 18 на 19 июня из Instagram, и только потом, подхваченная федеральными агентствами, ушла в широкие массы.

Наша редакция не может ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение, так как о задержании депутата «Черновик» узнал, впервые прочитав (19 июня, примерно в 9:40) в издании, аффилированном с Министерством информатизации, связи и массовых коммуникаций РД (Минпечати РД). Причём если федеральные СМИ говорили, что Абдулатипова подозревают в каком-то «тяжком преступлении», то минпечатовский ресурс прямо указывал, что, согласно соцсетям, ссылающимся, в свою очередь, на правоохранительные органы, депутата НС РД подозревают в убийстве директора совхоза им. Ш. Алиева Наримана Алиева и его супруги, произошедшем в 2007 году.

Спустя примерно два часа о задержании Раджаба Абдулатипова при попытке покинуть страну (точкой прибытия называлась Словения) сообщил уже «Интерфакс», а за ним (со ссылкой на агентство) и другие издания: «Коммерсантъ», РБК, «Лайф» и пр.

Ещё через два часа на фоне молчания СК России и ФСБ, никак не комментировавших появившуюся информацию, появились опровержения. Экс-глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, отвечая в эфире радио «Комсомольская правда» на вопросы журналиста Александра Гамова, заявил, что разговоры о задержании его брата – это провокация.

«В моём роду никогда за тысячу лет не было, нет и не будет людей с подобными способностями на преступление и так далее. Не было никогда в моём роду!» – сказал экс-руководитель республики. Там же он добавил, что Раджаб Абдулатипов и он сам находятся в Горном Алтае (Республика Алтай). На вопрос журналиста, что они там делают, последовал ответ: «Мы здесь в горах, потому что в Дагестане видишь, какая обстановка? Поэтому решили освоить другие горы. В Дагестане создана такая ситуация, что туда ехать не очень приятно…»

Брат за брата, так за основу взято… Рамазан и Раджаб Абдулатиповы,  депутат НС РД Магомед Махачев во время визита в Казань (25.04.2015 г.)

Рамазан Абдулатипов, говоря, кто может стоять за распространением этих слухов, заявил, что ему мстят «эти бандиты, все эти воры», «негодяи, которые сами приобщены к этим (убийство четы Алиевых – «ЧК») преступлениям», которых он в своё время убирал (вероятно, с должностей).

Давая интервью уже следующим информагентствам, Абдулатипов выдавал всё новые подробности. В частности, он активней развивал версию о том, что за этой информационной атакой стоят некие обиженные люди, которые когда-то были смещены им с должностей, а также мстящие ему за то, что он наводил порядок в республике. Что касается нахождения в Горном Алтае, то, по словам экс-руководителя Дагестана, там он и Раджаб Абдулатипов находятся уже несколько дней, а привела их туда жажда исследований: «Мы здесь уже несколько дней, изучаем среду обитания горцев, отдыхаем и так далее».

В эфир вышел и сам ньюсмейкер – Раджаб Абдулатипов. Он уверенным голосом, а где-то и смеясь, предположил, что распространение этой «очередной утки» – это «желание всяких подлецов» испортить ему настроение, попортить нервы. Депутат сам, без наводящего вопроса Гамова, заявил, что не имеет никакого отношения к убийству Алиевых, лично их не знал, но испытывал к ним уважение.

«Я что, бандит? Я что, какой-то уголовник? Это же, я же говорю, из пальца высосано, чтобы там чего-то… обратить внимание, поэтому это ничего общего к нам совершенно не имеет. У нас в семье нет таких людей», – уверенно заявил Раджаб Абдулатипов.

Тем не менее ряд СМИ, несмотря на, казалось бы, исчерпывающие объяснения братьев Абдулатиповых, выразили сомнение, что какого-либо инцидента с силовиками у дагестанского депутата не было. Основание предполагать подобное имеется, так как «Интерфакс» – его отделение «Интерфакс-Юг» – известно своими хорошими контактами с силовиками – Росгвардией, МВД и пр.

Издание «Лайф», к примеру, заявляет, что сразу несколько их источников в спецслужбах подтвердили задержание Раджаба Абдулатипова, но только в начале июня этого года, когда он собирался вылететь в Словению. Но из-за депутатского статуса, которым обладает Раджаб Абдулатипов, утверждает «Лайф», его сотрудникам ФСБ пришлось отпустить, так как «задержать и отправить его под следствие можно только после того как Народное собрание Дагестана лишит его статуса неприкосновенности».

В то же время «Коммерсантъ» приводит данные (со ссылкой на свои источники), что задержание Раджаба Абдулатипова может быть связано с задержанием экс-начальника ОРЧ СБ МВД по РД Магомеда Хизриева. А также резюмирует, что СК России никак не комментирует появившуюся информацию.

Отметим, что отсутствие комментариев правоохранительных органов однозначно трактуется медиасредой как подтверждение того или иного события. В данном случае, когда СК России после обращения к ним журналистов не даёт отрицательного или положительного ответа, медиасреда всегда приходит к выводу, что… заявленный факт подтверждается, а ведомство Бастрыкина в силу каких-то причин не желает этого объявлять.

В качестве версии, объясняющей, почему, несмотря на усилия чекистов, Раджаб Абдулатипов (если его задержание на самом деле имело место) сумел, а сам СКР воздерживается от объяснений, может быть то, что руководителем ГУ СК России с марта 2017 года является экс-руководитель СУ СКР по Республике Дагестан Эдуард Кабурнеев.

Он, как помнит читатель «Черновика», отличался особым отношением к Рамазану Абдулатипову в деле политической зачистки Дагестана периода 2013–2017 годов. В частности, возбуждение с подачи тогдашнего главы республики уголовных дел на главу Дербентского района Курбана Курбанова, экс-мэра Дербента Имама Яралиева и других. Поэтому, если на чью-то поддержку в ГУ СКР и может рассчитывать семья экс-главы республики, так это на его.

Видно, что в этой истории с якобы задержанием Раджаба Абдулатипова много вопросов, ответы на которые силовые структуры не дают вовсе. Поэтому мы можем предположить, что братья, в силу имеющихся к ним претензий со стороны правоохранительных органов, де-факто невыездные. И может даже, самого Рамазана Абдулатипова постигла судьба первого президента Польши Войцеха Ярузельского, находившегося в своё время (1940–1943 гг.) в ссылке в Горном Алтае…

 

Информационные перекосы

 

Информационные волны, накрывшие с головой братьев Абдулатиповых, совпали с активностью населения республики. Практически каждый день в ленте новостей проходили сообщения о том, что кто-то вышел на площадь или где-то проходят митинги и собрания людей.

Ситуацию прокомментировал 19 июня врио главы РД Владимир Васильев. Он, выступая в рамках семинара-совещания с сотрудниками пресс-служб органов республиканской власти и местного самоуправления, заявил, что фейковые новости могут сыграть опасную роль, поэтому важно, чтобы распространяемая информация соответствовала действительности.

Примером фейковой новости Васильев назвал произошедшие события в Сергокалинском районе, где пара сотен местных жителей вышли на акцию протеста, возмущаясь тем, что земли их совхоза им. Калинина были незаконно (на их взгляд) проданы третьим лицам (подробней о этом на 3, 21 стр. «ЧК»).

По мнению врио, сообщения в Интернет с места митинга, которые рассказывают, как  местные жители прорывают оцепление Росгвардии, чтобы достучаться до руководства района, являются домыслами и дезинформацией.

«Ряд СМИ и аккаунтов в соцсетях размещали провокационные видеокадры, кратно преувеличивали численность митинговавших, транслировали одностороннюю точку зрения. В результате было сформировано неверное общественное мнение о происходящих событиях. Жители Сергокалинского района и республики в целом должны были получить информацию о реальном положении дел, а не верить слухам», – считает он. Васильев уверен, что если журналистами информация подаётся объективно, то можно решить любую задачу, правда, судя по куцему сообщению со встречи, о критериях объективности не сообщил…

По данным «ЧК», на семинаре-совещании сотрудникам пресс-служб и медиаменеджерам был презентован продукт компании «Медиалогия» – «Инцидент», который будет помогать оперативно реагировать на негатив, появляющийся в социальных сетях, синхронизировать ответы различных ответственных за оперативный ответ сил. Сначала обкатка этого продукта пройдёт на республиканском уровне, а затем его спустят в муниципалитеты…

На следующий день (так совпало) были обнародованы указы, согласно которым в блоке, ответственном за информационную политику и работу с общественным мнением, произошли кадровые перемены.

Так, в отставку с должности начальника управления по информационной политике АГП РД ушла Тамара Чинённая. Медиаменеджер, пришедшая в Дагестан вместе с Рамазаном Абдулатиповым, занимала различные должности в структурах власти, ответственных за медиа, а затем утвердилась в должности указанного управления. Её на этой должности сменил, согласно указу Васильева, Зубайру Зубайруев. Он возглавлял аналог данного управления в период властвования Магомедсалама Магомедова, а до последнего времени занимал различные должности в Минпечати РД и в АГП.

Доносить голос Васильева до широких масс пока некому, так как от должности руководителя пресс-службы АГП был освобождён и Азнаур Аджиев. Новое руководство решило его переместить руководителем Дагестанского исторического парка-музея «Россия – моя история. Город Махачкала».

Представляя нового директора коллективу музея, руководитель Администрации Главы и Правительства РД Владимир Иванов рассказал о том, почему это потребовалось.

«Почему у нас сейчас такая проблема возникла? Были выделены средства, перечислены определённым компаниям, а по факту ни зарплат, ни кондиционеров здесь нет. Я сожалею, что на открытии этого музея стоял рядом с этими людьми. Они уверяли, что всё в порядке. А потом, при проверке прокуратуры выяснился совершенно уникальный факт: если бы проверяющие органы вовремя не остановили всё это, то музей и гостиничный комплекс, который строится рядом, могли перейти в частные руки. Документы для этого уже были оформлены, но не успели получить юридического подтверждения. Зачем этому музею нужен гостиничный комплекс? Да, идеи благие... А документы готовились для воровства региональной собственности. По представлению прокурора было аннулировано решение экс-премьер-министра Абдусамада Гамидова, и Артём Здунов вернул объект в ранг региональной собственности», – цитирует Иванова газета «Махачкалинские известия». По их данным, в ближайшее время музей из ведения Минстроя РД перейдёт в ведение Минкультуры РД. Известно, что по первоначальному проекту в этом здании, помимо экспонатов, планировалось разместить и само Министерство культуры РД.

Патриотические идеи Махти Рамазанова оценили в Прокуратуре РД

Отметим, что бывший руководитель музея Махти Рамазанов является фигурантом уголовного дела, и ещё 8 мая он был задержан сотрудниками МВД Дагестана. Ему следователи МВД инкриминируют мошенничество в особо крупном размере или совершённое организованной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Материалы для следствия собирали сотрудники дагестанского УБЭиПК и ГУ ЭПиПК МВД России.

Директор музея проходит по делу  о хищении из бюджета около 38 млн рублей, выделенных на строительство исторического парка «Россия – моя история» в Махачкале. Среди подозреваемых – числящийся в розыске бывший министр строительства, архитектуры и ЖКХ республики Ибрагим Казибеков, а также его сын и сноха. В схеме по выводу бюджетных средств было задействовано предприятие, аффилированное с бывшим главным архитектором дагестанской столицы Магомедрасулом Гитиновым.

Возбуждение уголовного дела стало логическим завершением проверки, проведённой прокуратурой Дагестана. Сотрудники надзорного ведомства изучили законность использования бюджетных средств, выделенных в 2017–2018 годах на реализацию проекта исторического парка «Россия – моя история. Город Махачкала», и обнаружили крупное хищение.

Как выяснилось, в январе 2017 года Ибрагим Казибеков в отсутствие проектно-сметной документации заключил соглашение о предоставлении субсидии на работы по созданию исторического парка с дагестанским некоммерческим фондом «Россия – моя история. Город Махачкала», заместителем руководителя которого была жена его сына.

Позднее руководитель фонда Махти Рамазанов заключил договор подряда на строительство исторического парка с ООО «Атриум», фактическим владельцем которого был сын министра.

Через аффилированное с Магомедрасулом Гитиновым «Архитектурное бюро Гитинова М. А.» чиновник подготовил проектно-сметную документацию для строительства здания исторического парка, при этом на расчётный счёт «Атриума» было перечислено 124,9 млн рублей. Реальная стоимость работ по наладке систем отопления и кондиционирования составляла 86,9 млн рублей; 37,9 млн рублей, по данным следствия, участники сделки похитили.

Как заявляют в МВД по РД, Рамазанов находится под стражей… ]§[

Номер газеты