«Может, "Черновик" возьмётся?»

22 августа врио главы Дагестана Рамазан Абдулатипов отвечал в прямом эфире дагестанских телеканалов на вопросы журналистов, телезрителей, а также собравшихся на площади Махачкалы людей. Мероприятие, запланированное на 19:00, началось с получасовым опозданием и продлилось два с половиной часа. Но об этом никто не пожалел. Прямой эфир нёс в себе элементы шоу: прямые включения с площади, телевизионные вставки, лёгкие и непринуждённые, а порой и остроумные ответы Абдулатипова на вопросы собравшихся, поэтому сидящим у телеэкранов скучно не было. А небольшая словесная перепалка (произошла в конце прямого эфира) корреспондента «Черновика» и главы республики вкупе с эпизодом столкновения «мерседеса» и джипа двух чиновников вообще придали событию голливудские элементы…

Но начнём репортаж с претензий. Всё же подобного рода мероприятия – нужные и интересные обществу – надо проводить не в четверг вечером, а хотя бы в среду. (Большинство дагестанских газет печатается в ночь с четверга на пятницу.) Простой учёт ответственными за информационную политику главы Дагестана лицами этого обстоятельства позволяет печатным СМИ оперативно, своевременно отражать работу Рамазана Абдулатипова, а не переносить эту информацию в следующий номер или вовсе игнорировать её. Информация – товар скоропортящийся!.. В этом номере редакция «ЧК» решила отразить событие недельной давности только по одной причине: в прямом эфире была попытка обсуждения ППП (приоритетных президентских программ), которые, по замыслу разработчиков, закладывают стратегические основы развития дагестанского общества. Наше издание регулярно пишет об этих ППП, конструктивно критикует, в том числе и из-за отсутствия полной о них информации, и мы надеялись, что в ходе прямого эфира Рамазан Абдулатипов ответит на вопросы нашей газеты, которые заблаговременно (за сутки) собрала пресс-служба врио главы республики. Отчасти это получилось, отчасти – нет…

 

Открытая власть

 

Абдулатипов начал прямой эфир с небольшого вступления. Он рассказал о том, что в любом деле важным является определение точек роста, приоритетов и ориентиров. Но для их определения необходимо знать Дагестан, его кризисные сферы, города и районы. Врио сообщил, что такой анализ ситуации был проведён.

Глава Дагестана считает, что главным рычагом развития республики продолжает оставаться такая традиционная отрасль как АПК (животноводство, виноградарство и пр.). Он, по мнению Абдулатипова, позволяет достаточно быстро создать большое количество рабочих мест. «Например, если мы строим современный завод, то количество мест может быть 100–120 человек… Если мы, к примеру, занимаемся посадкой винограда, то, сажая участок в 1 000 га, можно создать пять-шесть тысяч рабочих мест», – считает Абдулатипов.

Предваряя вопросы, врио главы республики коротко охарактеризовал ситуацию в республике, а также рассказал о вариантах исправления ситуации. «Бесконечно говорить, что Дагестан находится на последних местах среди всех субъектов РФ по целому ряду экономических показателей, а по уровню коррупции и теневой экономики на первом?.. Это уже все знают. Надо вывести Дагестан на качественно новый уровень. До меня тоже были солидные и грамотные люди. Они многое сделали для республики, но в то же время в Дагестане не было ориентации на развитие. Даже ФЦП, которые реализуются в Дагестане, настроены на то, чтобы построить детсады, школы, спорткомплексы и так далее. А каково будет развитие республики? Об этом мало говорится в этих программах. Когда я встретился с Владимиром Путиным, то предложил ему несколько вариантов развития Дагестана. Первый вариант такой, как республика развивалась до сих пор. В этом случае я сказал Путину, что как глава субъекта ему не подхожу. Этот вариант может реализовать любой человек, тем более что в Дагестане целая куча претендентов. Потому что они видели именно этот вариант: сколько стоит должность, какой процент отката от субсидий… Второй вариант развития – это разработка отдельной для республики ФЦП. Но в сегодняшнем российском бюджете нет для этого необходимых средств. Необходимый минимум – 100 млрд рублей (ранее назывались суммы в пределах 300 млрд рублей. – «ЧК»). Третий вариант – это обеспечить институты развития Дагестана, возродить точки роста и таким образом обеспечить развитие самой республики. До сих пор мы просили деньги на АПК и получали достаточно большое количество субсидий. Даже можно было эти деньги просто отдавать на покупку продуктов питания – не надо было вообще ничего пахать, сеять и так далее…» – поделился своей картиной видения мира Абдулатипов.

Врио главы РД сказал о предложенных механизмах развития республики и привлечения в неё инвестиций (наделения Росагролизинга функциями финансового оператора, создание ОАО «Корпорация развития Дагестана» с участием в его уставном капитале республики, ВЭБ и других крупных бизнес-структур). Он посетовал, что сегодня рассчитывать в вопросах развития на министерства и ведомства не приходится, так как они (и это наблюдается по всей России) разучились работать должным образом. Касательно самих проектов и их публичного обсуждения Абдулатипов, заочно полемизируя с некими журналистами, сообщил, что было проведено около 40 мероприятий, на которых обсуждались ППП, и на каждом мероприятии было от 100 до 400 человек. «И после этого говорить, что Дагестан ничего об этом не знает… Это надо в очень далёкий аул уехать», – высказался врио. В таком же духе он прокомментировал заявления прессы по поводу частоты встреч с первыми лицами государства. «Я с президентом Российской Федерации встречаюсь чаще, чем они [журналисты] встречаются со своими ближайшими родственниками… Президент поддерживает нас», – не без пафоса отметил Абдулатипов.

Далее врио главы РД и всем дагестанцам показали видеоролик, рассказывающий о достижениях республики при Абдулатипове за последние месяцы. Рамазан Гаджимурадович смотрел его с интересом и, когда показали директора ИСЭИ ДНЦ РАН, доктора экономических наук Сергея Дохоляна, комментировавшего в общих чертах ППП, тихонько спросил у своих помощников: «А кто это?»

Затем последовали вопросы от жителей республики. Дагестанцев интересовали высокие цены на проезд в общественном транспорте и на продукты питания, качество продуктов, взяточничество в сфере ВТЭК, защита бизнесменов и пр.

Абдулатипов констатировал, что Махачкала как город для людей полностью уничтожена. В рамках эфира врио главы часто поминал столицу. В частности, он заявил: «Мне кажется, что за последние 10 лет ни одно здание в Махачкале не строилось на законных основаниях».

Полностью уничтожен и общественный транспорт. В городе шныряет 8–10 тысяч маршруток, а нормального общественного транспорта нет. Маршруточники ежемесячно отдавали десятки миллионов рублей тем, от которых зависело, будут ли они работать. Деньги в бюджет города и республики не поступали. Снижение цен на продукты питания и повышение их качества Абдулатипов связывает с развитием агроплощадок – альтернатива существующим рынкам, где всем управляют перекупщики и «крутые ребята». Крупные рынки Махачкалы будут переноситься за пределы городской территории. Обратившемуся по телефону бизнесмену из Ставропольского края, желавшему перенести своё предприятие в Дагестан и ставшему жертвой рейдерского захвата, Абдулатипов гарантировал свою поддержку и защиту.

Главными приоритетами для Абдулатипова являются обеспечение безопасности и образование населения. «Мы боремся с террористами методами времён имама Шамиля», – констатировал Абдулатипов.

Решать вопросы безопасности более современными методами будет система «Безопасный Дагестан», поддержанная на федеральном уровне. Вопросы образования будут решаться через контроль стандартов обучения (чтобы выпускник махачкалинской или тляратинской школы был на равных со сверстником из Москвы), внедрение программы «Школа будущего» (модернизация образовательного процесса), а также модернизацию ответственного за учительские кадры ДГПУ.

Журналист Закир Магомедов поднял вопрос о похищении людей и передал в руки президента заявления родственников пострадавших дагестанцев. «По словам этих людей, сотрудники правоохранительных органов не только не расследуют похищения, но и сами участвуют в них. Скажите, кто и почему похищает людей в Дагестане?» – спросил он. Абдулатипов ответил, что похищения – это отголоски смутных времён, когда народ не мог определить, где власть, а где бандит и кто из них был наиболее опасен! Разбирательством этих вопросов занимается специальная миротворческая комиссия, возглавляемая вице-премьером Рамазаном Джафаровым, изучающая все причины, в том числе участие целого ряда сотрудников правоохранительных органов. Врио главы РД обещал дать соответствующие распоряжения по переданным ему заявлениям. Последовал и вопрос от представительства Чечни в Дагестане о возможности обсуждения в парламентах и правительствах Чечни, Ингушетии и Дагестана нефтяного бизнес-проекта, связанного с совместной работой в акватории Каспийского моря. Абдулатипов высказал готовность этот проект обсуждать в рамках ближайшего экономического форума, который пройдёт в Дагестане в октябре.

 

Проекты

 

Говоря о ППП, врио главы РД рассказал, что они разрабатывались четыре месяца и пять раз подвергались переработке, так как разработчики (группа Булата Столярова) хотели просто переложить исполненные ранее для других субъектов РФ модели на реалии Дагестана. После подгонки ППП под Дагестан настал этап адаптации подпрограмм ППП для конкретных муниципалитетов и отраслей. «Некоторые ППП будут претерпевать изменения в ходе реализации», – обещал врио главы РД и попросил СМИ взять шефство над одним-двумя проектами. На вопрос, почему ППП не опубликованы в полном объёме, Абдулатипов ответил, что невозможно опубликовать толстый том размером в 300 страниц, а «выжимка» из них публикуется и обсуждается в рамках различных мероприятий. «Если "Черновик" возьмётся за их публикацию, то я готов им этот том отдать», – обещал врио.

Корреспондент «ЧК» предложил Абдулатипову передать все 300 страниц ППП в редакцию «Черновика» для обнародования, а также высказал готовность взять под контроль один из подпроектов ППП (Абдулатипов тут же предложил проконтролировать проект «Обеление экономики»). В то же время вопросы корреспондента, почему ППП не обсуждались в экспертном (а не молодёжном или студенческом) кругу, а также почему «глава РД отдувается за них, а не их разработчики – Булат Столяров и руководство компании GVA» – натолкнулись на обвинения «ЧК» со стороны врио в примитивности и лжи. Абдулатипов снова повторил тезис о том, что обсуждения проводились в рамках «стратегических сессий», а один экземпляр ППП (300 страниц) был передан руководителю Экономического совета при президенте РД…

P. S. Мы умышленно не приводим пикировку между врио главы РД и журналистом «ЧК». Любой желающий может ознакомиться с ней, посмотрев запись прямого эфира на сайте РГВК «Дагестан» или президента РД. Позицию «ЧК» по обвинениям врио главы РД вы можете прочесть в колонке слева

Номер газеты