Мафия не смертна?

Череда эксцессов общефедерального масштаба (убийство Бориса Немцова и беспрецедентный по своему размаху арест почти всей верхушки руководства Сахалинской области) временно отвлекла внимание дагестанского сообщества от важнейших точек напряжения современной республики. Однако события в своём доме заставили вновь повернуться в сторону Южного Дагестана, который, являясь самой политически турбулентной частью региона, имеет шансы стать и криминализированной. Во вторник ночью у порога собственного дома в Дербенте убит главный врач районной поликлиники и по совместительству депутат Дербентского райсобрания Несюр Османов. И это всё в юбилейный для самого древнего города страны год…

Для сравнительно спокойного и в какой-то степени примерного региона Дагестана происходящие в последние месяцы события сродни мрачным катаклизмам. Небывалое и корявое по исполнению и безобразное по сути свержение (под соусом борьбы с коррупцией) руководителя Дербентского района Курбана Курбанова только закрутило в республиканском центре и Юждаге центростремительные силы, способные разорвать и без того хрупкую систему безопасности. Вполне ожидаемая и отчасти уже исполненная попытка аналогичного давления на мэра Дербента Имама Яралиева пока завершилась хлипким статус-кво – постановление о возбуждении на него уголовного дела суд отменил, но Белый дом сумел пропихнуть в кресло главы администрации города своего протеже Азади Рагимова. Установившееся, казалось бы, затишье и временное перемирие внезапно нарушили несколько ночных трагических выстрелов, не только унёсших жизнь Несюра Османова, но и могущих взвинтить очередной виток политико-криминальных событий…

Киллер поджидал депутата примерно в 21:30 возле дома по улице 345-й Дагестанской стрелковой дивизии. После того как Османов загнал автомобиль в гараж и подошёл к калитке ворот, в него выстрелили несколько раз. Предположительно врач успел нажать в дверной звонок и ожидал, пока её откроют. Карета скорой помощи успела приехать и забрать ещё живого Османова, однако он скончался по дороге в больницу. Все, кто лично был знаком с Несюром Османовым, пребывают в полном недоумении от случившегося и, по крайней мере публично, не выдвигают каких-либо версий убийства. При этом все в один голос говорят, что убитый был очень порядочным и добрым человеком, никаких конфликтов ни с кем не имел, как не имел и личных врагов. Не спешат выдвигать версии и правоохранительные органы, ограничившись пока возможными политическими мотивами убийства. На момент выхода номера в печать нам удалось достать инсайдерскую информацию о том, что две камеры наружного наблюдения всё-таки зафиксировали (о качестве съёмки ничего не известно) момент убийства Османова. Записи изъяты сотрудниками полиции, с ними сейчас работают специалисты. Кроме того, имеются сведения как минимум об одном свидетеле происшествия, с которым также ведётся (надо полагать, в режиме инкогнито) работа.

Однако редакция постаралась максимально разобраться в случившемся, тем более что в последние дни из Дербентского района поступает весьма противоречивая информация о конфликтах лет минувших, своей актуальности не потерявших.

 

Ещё депутат…

 

После убийства Несюра Османова в Интернете стала активно распространяться информация о группе лиц, задержанных в начале прошлого месяца по подозрению в наркоторговле. Прямой связи между покушением на врача и событиями, о которых пойдёт речь ниже, конечно, пока нет, однако покушение на Османова вызывает ряд серьёзных вопросов.

Судя по фрагменту выложенного в сети некоего документа (возможно, протокол о задержании), 6 февраля в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками отдела УФСКН РФ по Дагестану совместно с оперативниками ФСБ РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу и их дагестанскими коллегами по подозрению в торговле и распространению наркотиков были задержаны участники ОПГ в составе Ирзакули Дадашева, Даглара Иманова, Тагира Алиева и Далгата Абасова. У каждого их них, говорится в документе, было обнаружено разное количество наркотических веществ, в том числе героин. В тот же день ряд средств массовой информации соседней Азербайджанской Республики со ссылкой на источники, близкие к администрации Дербентского района, опубликовал материал, где проводятся некоторые интересные параллели между задержанными и близким окружением исполняющего обязанности главы Дербентского района Магомеда Джелилова, если не сказать больше. Так, упоминается об убийстве одного бизнесмена, гражданина Азербайджана Малика Сафарилиева, которое произошло в начале 2000-х годов в Дербенте. Предположительно он был сначала похищен ради получения крупного денежного выкупа, но, не получив денег, похитители убили, а затем сожгли его тело. Одним из обвиняемых в его похищении и убийстве проходит и брат Несюра Османова, Гаджи. По нашим данным, в ходе расследования этого убийства на некоторое время были задержаны Ирзакули Дадашев, а также родной брат Магомеда Джелилова Зульфедин – действующий депутат городского собрания Дербента. Однако спустя несколько дней обоих задержанных отпустили, но, по некоторым данным, задержанный теперь Дадашев решил дать какие-то показания, могущие реанимировать расследование убийства бизнесмена, что не исключает вероятности новых серьёзных вопросов Зульфедину Джелилову. Впрочем, возможно, не только ему. До вступления на пост руководителя района его брат занимал различные посты в правоохранительной системе, а апогей его силовой карьеры – заместитель Махачкалинского линейного управления МВД РФ на транспорте – начальник полиции на транспорте РД. Отметим также, что по подозрению в убийстве бизнесмена тогда были задержаны ещё несколько человек, в том числе сотрудник силовых структур. Один из задержанных, как упоминается, умер в ходе следствия в СИЗО. По нашим сведениям, косвенную связь с задержанной группой наркодилеров мог иметь младший брат убитого главврача районной поликлиники, и если эта связь установится и подтвердится, то вполне возможно, у следственной машины будет пространство для более широкого манёвра в поисках правильного направления оперативных действий.

   

Проблемы пострашнее

 

Тем не менее каких бы то ни было официальных заявлений по поводу вышеуказанных событий пока не поступило, и если они всё же появятся, то, несомненно, следует ожидать крайне острых скандалов и серьёзного переформатирования руководства Дербентского района. Безусловным является только то, что не совсем в приятной ситуации окажется весь республиканский центр и непосредственно глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, который едва ли не лично ответственен за все кадровые перестановки в муниципалитете. Напомним, бывший глава района Курбан Курбанов был отстранён от должности, после нескольких месяцев преследования, в том числе уголовного, смог избежать серьёзных осложнений и, отсидев положенный срок домашнего ареста, выехал на лечение в Германию. Магомед Джелилов уже третий после Курбанова и. о. главы муниципалитета, но очевидно, что Белый дом не делает ставку на него, скорее всего, это также фигура промежуточная. Однако нельзя исключать и того, что первые шаги начали делать и другие политические силы, претендующие на главенство в Дербентском районе. Так, в одной из предыдущих публикаций «Дербентский котёл» («ЧК» №6 от 13.02.2015 г.) мы давали подробный анализ расклада политических сил в Юждаге и как вероятного соискателя на пост главы района называли директора дербентского педагогического колледжа Шарафутдина Сеидова. Напомним, он приходится зятем (муж сестры) влиятельнейшего в Азербайджане генерала, начальника Генерального штаба вооружённых сил соседнего государства Нажмутдина Садыкова, вдобавок связанного родственными узами с супругой президента АР Мехрибан Алиевой.

По некоторым данным, именно Садыков являлся связующим звеном в участии строительно-подрядных организаций из Азейрбайджана, которые намеревались реконструировать улицу Гейдара Алиева в Дербенте, а также построить современный спортивный комплекс здесь же. Сметная стоимость работ оценивалась в несколько десятков миллионов долларов. В виде бонуса за денежные вливания и посредничество при полноценной передаче денежных средств, возможно, предполагалось назначение Сеидова на кресло руководителя района. Однако миллионы, по некоторым данным, Азербайджан покинули (что означает исполнение Садыковым своих обязательств в полном объёме), в Дагестан прибыли, где и растворились… Таким образом, вовсе не исключено, что в ближайшее время борьба за муниципальную должность разгорится с новой силой и, быть может, для достойного выруливания из сложившейся ситуации должны будут подключиться не только республиканские руководители, но и шефы крупного бизнеса, чьи интересы активно представлены в Дербенте и одноимённом районе. Впрочем, сложнее всех, по всей видимости, придётся главе Дагестана Рамазану Абдулатипову. Менее чем за год до празднования 2000-летия Дербент практически находится не только под пристальным вниманием, но и в режиме ручного управления полномочного представителя президента России в СКФО Сергея Меликова, и, стало быть, информация отсюда регулярно становится предметом обсуждений на федеральном уровне.

В предыдущих публикациях «Черновик» предполагал, что руководство федерального округа вряд ли допустит политических осложнений в предъюбилейной обстановке, однако убийство Несюра Османова лишний раз подтвердило, что в нашем регионе имеются проблемы куда страшнее, чем кадровые рокировки и политическая конкуренция. 

Номер газеты