Крошка сын к отцу пришёл…

C детства нас родители учат хорошему: быть честными, добрыми, смелыми, не врать, не воровать. Закладка этих категорий в детском возрасте является важным этапом в воспитании человека. Этот фундамент определяет, каким он (а также всё наше общество) будет. Для меня остаётся загадкой, как происходит подобное воспитание в семьях дагестанского коррумпированного чиновничества. (Предупреждаю, что честных чиновников данная колонка не касается.)

На каком этапе взросления отец (чиновник-коррупционер) объясняет своему ребёнку (тому, кому он при первой же возможности передаст своё кресло, связи или другие должности), что надо брать взятки и откаты? Как в такой семье формируются классические понятия: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Говорит ли отец сыну: «Сынок! Когда дают, бери! Это же тебе  халал делают!..». Или же это происходит по-другому, с ломкой внутреннего «я», глубокими переживаниями, подавлением чувства стыда и позора и самооправданиями вроде: «Все так делают, это Система!..»

23 марта умер Ли Куан Ю, легендарный премьер-министр Сингапура, доказавший, что за 31 год можно страну, где отсутствует промышленность, где сырьё поставляется из-за рубежа, а 40% населения было безграмотным, вытащить из третьего мира в первый. Для этого чуда, как оказалось, нужно сделать совсем малое: отказаться от коррупции. Российский политик Владимир Рыжков вспоминает, как Ли Куан Ю рассказывал ему о том, как он, обращаясь к чиновникам, сказал: «Всё, ребята, с этого дня мы начинаем беспощадную борьбу с коррупцией. Они не поверили. Но, когда прокурор пришёл ко мне и сказал, что мой друг, министр здравоохранения, крупно ворует, я отдал приказ посадить его в тюрьму». Есть и другое изречение сингапурского политика: «Если вы хотите победить коррупцию, то начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают, за что». Ли Куан Ю знал, что коррупция душит всё лучшее, что есть в экономике, бизнесе, обществе и человеке. Что ум, талант и знания, во-первых, не будут генерироваться при коррумпированном образовании, а во-вторых, даже те, кто есть – уедут прочь! Он говаривал: «Если неправильно управлять страной, то все умные люди уедут!». Тем, что верховная власть перешла от Ли Куан Ю к его сыну Ли Сянь Луну, Сингапур чем-то напоминает Дагестан. Но, наверное, на этом сравнения заканчиваются.

…Когда Рамазан Абдулатипов в 2013 году пришёл в Дагестан, общество видело в нём Ли Куан Ю. Но сингапурский политик смог, поборов коррупцию, создать фундамент развития страны, а Абдулатипов не смог.

Номер газеты