Кremlin. ruлит

Ровно год назад депутаты НС РД утвердили Рамазана Абдулатипова в должности. Кто-то считает этот год рывком вперёд, кто-то шагом на месте. А глава говорит, что имеет большой кредит доверия Кремля. Но каков он, этот кредит?

Кремль по своей реальной, а не сценической сути – это жёсткий прагматик и, несмотря на позиционирование борца с эгоистичными региональными лидерами, по природе своей тоже эгоист. Как США нужны управляемые хаосы, так и для Кремля в субъектах РФ нужны их управляемые лидеры. В отношении сложного и неоднородного Северного Кавказа у центра всегда была особая позиция. Москву, по большому счёту, мало интересовало развитие региона, ей был нужен (особенно после войн в Чечне) относительный мир и порядок, и она покупала лояльность местных элит (как в Дагестане). Они, в свою очередь, через многочисленные семейственно-родовые рычаги контролировали массы. Думаете, что-то изменилось с тех пор? Считаете, что центр вдруг стал сентиментальным и начал верить словам в красивой кайме? Хм…

Кремль никогда не будет уважать слабых лидеров регионов. Он не позволит им даже думать о диверсификации промышленности и экономики. В случае с Дагестаном – это какое бы то ни было стремление Белого дома к доступу, например, к шельфовой Каспийской нефти. Даже если это означает миллиардные вливания в экономику республики и многомиллионные налоги в казну страны.

Оптимальная стратегия развития Дагестана – умение его руководства не задавать патетических вопросов направо и налево, а, во-первых, быть гибким и настойчивым в разговоре с Москвой. Поверьте, в своё время на празднование 1000-летия Казани центр выделил 50 млрд рублей (против 2 млрд на 2000-летие Дербента) только благодаря личному вмешательству президента Татарстана Рустама Минниханова.

Во-вторых, чувствовать и решать реальные проблемы жителей. Но не так, как произошло на днях в Дербентском и Унцукульском районах. Жители Белиджи и Ирганая не отпустили 1 сентября своих детей в школу. В обоих случаях требования абсолютно справедливые и обоснованные, но только в Дербентский район для решения (сглаживания) вопроса в пиджаке и галстуке поехал министр образования РД Шахабас Шахов (и это показали по всем государственным телеканалам), а в Унцукульский – ОМОН. И ни одного слова в госСМИ.

Ясно, что в Юждаге сидит колоссальный раздражитель Белого дома, но разве личные проблемы с одним человеком сравнимы с проблемой сотен сограждан?

Номер газеты