Красный подъём-переворот

Политические партии готовятся к выборам в Государственную думу. И хоть выборы пройдут в сентябре, сама подготовка списков кандидатов и даже списков кандидатов в кандидаты – процедура трудоёмкая и конфликтная: не все желающие смогут попасть в заветные списки. Соответственно, не каждому дано будет стать депутатом Госдумы…

Больше всего нервозности и суеты в рядах партии власти. Огромное количество политиков, чиновников, бизнесменов и криминальных элементов (последние видят своё участие в политике как некий щит от силовиков) стремятся быть если не членами «Единой России», то входить в некие объединения сторонников партии.

Такое избыточное количество стремящихся в эту партию связано в первую очередь со страхом нынешнего руководства страны создать (или позволить развиваться) политического конкурента, имеющего равные шансы с рядовыми «единороссами» идти во власть. Де-юре такая возможность есть у всех. Но де-факто об этом можно только мечтать. Соответственно, при формировании списков кандидатов руководство «Единой России» вынуждено создавать и создавать новые фильтры, способные под благовидным предлогом отсеять тех, кому хотелось бы, но очень трудно отказать.

Новые фильтры, что понятно, позволяют не только отсеивать неудобных, но и сохранять внутрипартийную дисциплину: кто из кандидатов в кандидаты будет ссориться с коллегами и руководством партии накануне выборов? Никто. Соответственно, и тех, кто будет готов на любые уступки руководству партии власти, тоже будет непомерное число.

 

Кандидат в кандидаты

 

Таковым фильтром для «Единой России» уже долгие годы служит процедура внутрипартийного голосования – праймериз. Эта «забава» крупных политических партий США очень полюбилась в бывшей Стране Советов и регулярно проводится. Раньше, ещё на этапе обкатки партией процедуры праймериз, в Дагестане применялась так называемая четвёртая модель. Она подразумевала собой закрытое внутрипартийное голосование за кандидатов от Дагестана в рядах «Единой России». Закрытую модель партийные функционеры Дагестана объясняли в верхах «сложностью обстановки», «уникальностью политического ландшафта», «криминогенной обстановкой» и прочими отговорками, не позволяющими как сторонним лицам, так и руководству «Единой России» в Москве выяснить для себя, как на самом деле голосуют партийцы, кого на самом деле хотят видеть депутатами и прочее. Возможно, именно поэтому последовавшие в республике антикоррупционные зачистки (и при Абдулатипове, и при Васильеве) дали невероятно большое количество постояльцев СИЗО (в том числе Лефортовского), являвшихся членами «Единой России». Вряд ли теперь, формируя списки будущих депутатов, руководством «Единой России» будут допущены ошибки партийной молодости.

С учётом плотного контроля политической жизни из администрации президента России можно предположить, что списки кандидатов в кандидаты сначала пройдут редактуру у Сергея Кириенко, прежде чем лягут на стол Андрея Турчака. Понятно, что вычёркивать будут токсичных, одиозных, неконтролируемых кандидатов, а также тех, от кого население на местах просто устало. Установить таких лиц помогут не только независимые соцопросы, но и регулярные результаты исследований соответствующих отделов ФСО…

Сергей Кириенко, судя по всему, будет первым, кто отредактирует списки кандидатов «Единой России». Турчаку придётся согласиться...

Сейчас партия приняла решение, что праймериз будет проводиться по всей России исключительно по первой модели. Эта модель голосования подразумевает собой полную прозрачность, голосование через Интернет за кандидатов, а там, где нет возможности интернет-голосования, замерять партийное волеизъявление через голосование бюллетенями.

Заседание Оргкомитета, на котором будут утверждены составы региональных оргкомитетов (соответственно, и Дагестана тоже) и дан старт выдвижению участников процедуры, намечено на 15 марта. До 29 апреля «Единая Россия» будет принимать анкеты участников, после в течение месяца кандидаты будут вести свою агитационную кампанию. А сам праймериз «Единая Россия» предполагает провести с 24 по 30 мая, преимущественно онлайн.

Партия власти предлагает всем избирателям, зарегистрированным на территории России, голосовать за кандидатов в кандидаты путём верификации через сайт Госуслуг. Выдержит ли эта платформа нагрузку, как это было в дни пандемии, вопрос важный. Как и важен вопрос, не полетит ли ко всем чертям на большей части Дагестана Интернет. В противном случае дагестанский избиратель из числа бюджетников снова уныло побредёт до ближайшей школы или иного учреждения, где будет расположен участок для внутрипартийного голосования, и снова будет голосовать, будучи в полной уверенности, что его галочка на бюллетене не будет совпадать с официальными результатами…

(А с другой стороны, возможно, мы вновь удивимся находчивости стремящихся в большую политику дагестанских кандидатов и увидим, как снова за голос, хоть и виртуальный, хоть и поданный через «Госуслуги», будут давать образно мешок муки. Ведь завлекать население в число своих сторонников, голосующих онлайн, кандидатам надо будет уже не пустыми обещаниями, а чем-то материальным… И очень надеемся, что силовые структуры будут пресекать это явление на корню. Хотя бы сейчас.)

…Унылость бюджетника в то время будет компенсироваться радостью в глазах дагестанских функционеров партии, так как результаты голосования можно будет «правильно» (с их точки зрения) подсчитать в Дагестане, а не наблюдать, как их обрабатывают в Москве. Конечный результат – список кандидатов как в депутаты Госдумы, так и депутаты других уровней – будет утверждён на съезде «Единой России».

В связи с этим в республику зачастили депутаты от различных фракций Госдумы, желающие, пока не поздно, показать себя в беспримерной заботе о народе. Депутаты от «Единой России» неделю назад с важным видом сидели в партийных приёмных и, как указано в официальных сообщениях, рассматривали обращения избирателей. «Депутат добился вывоза бытовых отходов из дворов одного из районов», «Депутат оказал содействие в получении документов на детские пособия», «Депутат поможет местной жительнице добиться перерасчёта оплаты за электроэнергию» – эти и другие заголовки, как предполагается ответственными за PR партии менеджерами, должны будут сформировать благостный образ партии в глазах избирателей…

 

Точка кипения

 

С потенциальными избирателями знакомился и депутат Госдумы от ЛДПР Максим Зайцев. Он прибыл в Дагестан в четверг, 11 марта, посетил мероприятие под названием «ЕГЭ для родителей», а также встретился на площадке «Точка кипения» Дагестанского госуниверситета с педагогической интеллигенцией, где обсудил вопросы ЕГЭ. Помимо «вечных тем» (ЕГЭ можно смело отнести в их число) в планах Зайцева встретиться с фракцией ЛДПР в горсобрании Южно-Сухокумска, где сторонники Жириновского просто разгромили представителей партии власти, вследствие чего мэрия этого города (возможно, от обиды и злости) отказывается взаимодействовать с новыми депутатами.

Зайцев, как сообщают источники в ДРО ЛДПР, едет туда не только чтобы поддержать своих коллег, но и обрадовать местные власти тем, что партия будет добиваться для этого небольшого города строки в федеральном бюджете на строительство школы, а также средств для улучшения ситуации с водоснабжением.

Не спят и представители КПРФ. Сегодня (в пятницу, 12 марта) ожидается визит в Дагестан депутата Госдумы от КПРФ Юрия Афонина, который прибудет в республику чтобы разобраться в происходящих событиях, подвергнуть их ревизии и сделать соответствующие выводы. Два источника в дагестанском КПРФ подтвердили «Черновику» информацию о том, что Афонин приедет для участия в партийной конференции, намеченной на 13 марта, где одним из главных вопросов будет вопрос о доверии нынешнему руководству ДРО КПРФ.

В приёмной депутата Юрия Афонина информацию о том, прибудет ли он в Дагестан или нет, подтвердить или опровергнуть отказались, предложив связаться с ДРО КПРФ. В свою очередь, официальных сообщений о том, что конференция состоится в субботу, на сайте ДРО КПРФ нет. Последняя их новость, датированная 2 марта, гласит о прошедшем 24 февраля пленуме Сулейман-Стальского райкома КПРФ, где местные коммунисты обсудили задачи по «информационно-пропагандистской работе КПРФ в условиях современной гибридной войны».

Утверждения о том, что Афонин будет проводить ревизию и по её итогам будет решаться вопрос, оставлять в руководстве ДРО КПРФ его нынешнего лидера Махмуда Махмудова или нет, не голословные. То, что внутри дагестанского отделения КПРФ есть внутренняя конкуренция, а на уровне ЦК КПРФ уже давно задумываются «об омоложении партийных рядов» – это не секрет.

Напомним, что ещё в 2018 году экс-руководитель ОПФР Дагестана Амучи Амутинов (скончался 1 января этого года) предпринимал активные действия для смены руководства партии. Безуспешно.

Прошедшие относительно недавно выборы в собрания депутатов внутригородских районов Махачкалы, а также в целом и в собрания городов и районов республики показали, что КПРФ довольно легко входит в различные компромиссные договорённости со своими конкурентами, практически никак не контролирует процедуру голосования на избирательных участках, в результате чего получает один-два мандата там, где можно было получить… большинство. Учтём, что сельская часть Дагестана привыкла к брендам «коммунист» и «КПРФ», а значительный процент населения городов придерживается левых взглядов. Но, как показывают дагестанские выборы любого уровня, ДРО КПРФ не способно мобилизовать эти ресурсы, превратить их в реальный политический инструмент и претворить их в виде количества депутатских мандатов.

Заметим, что последним депутатом Госдумы от Дагестана, проходившим в парламент по спискам КПРФ, был «хасавюртовец» Сергей Решульский… Единственный дагестанец, кто сегодня представляет в Госдуме КПРФ – это сумевший пробиться через Крым и Калининград Ризван Курбанов. Отметим, что именно его рассматривают в числе потенциальных кандидатов, способных возглавить ДРО КПРФ, а в будущем – фракцию коммунистов в НС РД. При условии, если он не сумеет преобразовать личный и партийный капитал в нечто иное. Разве мало в Дагестане привлекательных кресел, способных достойно компенсировать мандат депутата Госдумы?..

 

Ожидания

 

Дагестан традиционно на выборах любого уровня показывал явку в 80%, а поддержку партии власти – в пределах 91–92%. Не будем говорить о реальности результатов. Все знают, как и в чьём кабинете появляются конечные результаты голосования. Бог им судья! (Раз реальные суды и силовики не способны исправить ситуацию.) Исходим из существующих реалий.

Понятно, что нынешнее руководство Дагестана будет стремиться повторить этот результат: не могут ведь врио главы РД Сергей Меликов и спикер НС РД, лидер дагестанских «единороссов» Хизри Шихсаидов показать Владимиру Путину и Сергею Кириенко, что контроль выборных процессов прекратился, а рейтинг партии власти стал падать.

Сергею Меликову и Хизри Шихсаидову предстоит доказать Кремлю свои способности  по контролю ситуации

Но на этот раз не всё будет гладко. Надо учесть, что выборы проходят в период «трансфера власти» – период, когда неясно, останется Путин у власти ещё на один срок или не останется, кто придёт (если придёт) после него. Поэтому для многих политических сил, в том числе представленных в Госдуме, Совете Федерации и других органах власти, это период, когда необходимо экстренно политически укрепиться, зафиксировать свой статус-кво. Как моряку на судне в ожидании жестокой бури.

Кто сможет закрепиться лучше других, тот сможет защитить свои интересы в будущем. Понятно, что в числе лидеров – «Единая Россия», понятно, что основным её конкурентом попытается выступить КПРФ (отсюда возможное экстренное усиление южного направления со стороны Геннадия Зюганова). Ясно пока одно: КПРФ в дагестанских реалиях способна легко набрать до 25% голосов избирателей. При условии, что полученный результат не будет затем обменян на какие-то уступки властей. Политика – дело тонкое…

Неясно, в каком статусе и с каким лидерским составом вступит в выборы партия, называемая на данный момент «Справедливая Россия – Патриоты – За правду». (Не знаем, какую использовать аббревиатуру для названия этого союза. Может, «СПРОСПАЗА» подойдёт?) Неясно, какие появятся игроки и в каком направлении они будут «газовать» в период выборов. В этой связи любопытно, сбудутся ли обещания слухмейкеров, заявляющих, что в выборах обязательно примет участие кандидат-одномандатник, связанный с Муфтиятом Дагестана. Или же появится что-то вроде «Народ против коррупции»?

Так или иначе, нас ждёт увлекательный политический сезон. Как по кандидатам, так и по тем приёмам политической борьбы, которые они будут использовать. ]§[

Номер газеты