А король-то голый!

Мы привыкли подводить итоги года в конце декабря. Но часто ли оглядываемся дальше прошедшего года, чтобы оценить более продолжительный период нашей жизни? Да, память такая штука, что мы быстро забываем, что было в прошлом, и тем более в позапрошлом году. А если вспоминать не события, а оценить их влияние на нашу жизнь… Ну что, какой период возьмём? Давайте с тех самых пор как мы познакомились с президентом РФ Владимиром Путиным.

Пятнадцать лет прошло, как в Россию пришёл Владимир Путин. Большая часть истории Российской Федерации – это история управления ею нынешним президентом (лично или опосредованно). Детям, которые родились в год его избрания, в следующем году будет пятнадцать лет. Дети, закончившие школу в 2000-м, сегодня – уже взрослые люди. Это поколение, воспитанное в путинской России. Какое оно?

 

Путин-воспитатель

 

В школьных учебниках принято писать только о значимых вехах правителей. Так, например, мы знаем, что князь Владимир крестил Русь, Пётр I был реформатором, а Сталин выиграл Великую Отечественную. Историческими активами Путина станут сохранение Чечни в составе РФ, проведённая и выигранная зимняя Олимпиада и увеличение государства за счёт присоединения Крыма. В принципе, не так уж и плохо, если, конечно, не вдаваться в подробности и если лет через пятьдесят личность Путина и времена его правления не будет разбирать какой-нибудь новоявленный Радзинский. Мы ведь знаем, что летописи обычно пишут придворные летописцы. Да и сами стали свидетелями того, как переписываются учебники по истории.

При Путине люди богатели, но беднела нация. Беднела духовно. Законодателями моды, вкусов, приоритетов, да и просто законодателями, становились далеко не лучшие представители российского народа. Именно российского, а не русского, как при ВВП стало принято его называть. Зачастую во власть попадают откровенно глупые люди с явными пробелами даже в школьном образовании. Важнейшим критерием вхождения во власть стала поддержка курса ВВП. О том, куда ведёт этот курс, внятно не сможет объяснить даже сам Владимир Владимирович. Интеллигенция в России стала исчезающим видом. Быть интеллигентом для молодёжи стало немодно. Интеллигент, имеющий смелость публично выказать своё мнение о сути путинского режима, высмеивался, а то и объявлялся диссидентом.

Воспитание молодёжи было отдано на откуп многочисленным реалити-шоу, которые давали подросткам по всей России модель поведения. Не было таких проектов, где бы умная молодёжь приобщалась к науке, читала книги, занималась спортом. Вместо этого нам предложили «Дом», в котором каждый сношается с каждым и всё это обсуждается со всеми, и «Фабрику», где всё как в «Доме», только ещё и поют. Неудивительно, что сейчас даже в северокавказских республиках от детей четырнадцати лет можно услышать выражения «мой парень» и «моя девушка».

Тимати и Ксения Собчак, как главные продукты этих телешоу, задали стандарты жизни для нового поколения россиян: дорогие машины, выпивка, свободные отношения, клубы. Это потом оба немного остепенились: один стал лучшим другом Рамзана Кадырова, а другая – журналисткой оппозиционного телеканала «Дождь», кстати, тоже уже прикрытого. Но дело они своё сделали, и каяться за ошибки молодости вроде бы не собираются. Их курс поддерживали и «слуги народа», такие как депутат Госдумы Митрофанов, чьи тусовки НТВ смаковал каждые выходные. Народ, который к этому времени перестал быть самой читающей нацией, с удовольствием поглощал этот информационный шлак. Новости на федеральных каналах исчезли вовсе. Их стали делать в формате «О главном, какая-нибудь катастрофа, американцы-дураки, интересное видео с “Ютуба”».

Рассказы о красивой жизни рождали желание приобщиться к ней. Но какие для этого были инструменты? Окончить школу на золотую медаль и вуз на красный диплом? Ну уж нет! «Бентли» в комплекте с дипломом ведь не идёт! И тогда мы научились брать и давать взятки, выигрывать тендеры, платить откаты, скрывать налоги. Нет, по телевизору нас, конечно, этому не учили, но учителя были повсюду. Мы научились зарабатывать миллионы, а потом переписывать их на других людей, как бы оставаясь только с «белой» зарплатой. Кстати, переписывать имущество на третьих лиц нас тоже научил Путин: помните, как он на четыре года переписал страну на Медведева?!

Финансовым манипуляциям способствовало то, что во времена Путина не был осуждён ни один высокопоставленный чиновник федерального уровня. Громко сажали только бизнесменов, пытавшихся играть не по правилам, установленным режимом.

Ведь ещё одно правило, выработанное при Путине, – это беспрекословное подчинение, сопряжённое с раболепством: портрет первого на стену, глаза – в стол.

 

Путин-созидатель

 

Удивительно, но Владимир Путин, живший и работавший в Германии в годы, когда эта страна развивала инструменты её современной экономики и инфраструктуры, совершенно не привнёс этот опыт в Россию. Знаете, когда живёшь долгое время за границей, ездишь по ровным дорогам, ходишь по чистым улицам, а потом приезжаешь на Родину, хочется что-то изменить к лучшему. Хотя бы перила в подъезде покрасить.

И ведь были деньги. Во времена Путина ситуация на мировом рынке энергоресурсов подарила стране огромный поток капитала. Такие государства, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, попавшие под тот же углеводородный денежный дождь, вкладывали полученную прибыль в инфраструктуру, создание производства, сельское хозяйство, образование, туризм. Поэтому сейчас не страдают от упавших цен на нефть. А наши дети ходят в те же детские сады и школы, в которые ходили их бабушки и дедушки. Мы лечимся в больницах, в которых лечились наши деды, и пьём воду из труб, проложенных при Брежневе, а то и раньше. Страна всё ещё держится за счёт советской инфраструктуры.

Сходите на рынок и попробуйте приготовить ужин только из отечественных продуктов. Знаете, что у вас получится? Рисовая каша, приправленная сгущёнкой. Попробуйте одеть себя или своих детей в российскую одежду. Максимум купите туфли. Ещё и наволочку сможете на майку перешить. Путин приучил нас зарабатывать быстрые деньги. Никто не хотел вкладываться в производство с долгосрочной окупаемостью. Мы разучились пахать и стоять у станка. Зато научились играть на бирже и регистрировать фирмы-однодневки.

На последней пресс-конференции Путин пообещал, что через два года страна перейдёт к импортозамещению и всё наладится. Да, может быть, за это время можно будет закупить в Европе и Китае необходимые средства производства и сырьё, приступить к выпуску собственного продукта. Но кто этим займётся? Ведь одни захотят получить за откат господдержку, на который построят потёмкинский завод, а другие получат взятку, проверяя целевое освоение госсредств.

Да и какая мотивация у объевшегося путинского пула госуправленцев вытаскивать из ямы страну, в которой кончились деньги? В таких ситуациях фирму потихонечку сворачивают и открывают новую.

Не позавидуешь сейчас и самому Владимиру Владимировичу. Идея дворцового переворота, витающая в воздухе и озвученная на той же пресс-конференции, а также примеры свергнутых, казавшихся непоколебимыми режимов, должно быть, всё чаще будоражат сознание создателя новой России. Продержаться бы ему до конца срока, чтобы не испортить запись в учебнике истории. 


«В толпе то здесь, то там начинали кричать люди. У всех накипело. Жить очертело при таких порядках. Грозили кремлёвским башням. Старик посадский, взлезши на кучу мусора и снявши колпак с лысины, говорил медленно: – При покойном Алексее Михайловиче так-то народ поднялся… Хлеба не было, соли не было, деньги стали дёшевы, серебряный-то целковый казна переплавляла на медный… Бояре кровь народную пили жадно… Народ взбунтовался, снял с коня Алексея Михайловича и рвал на нём шубу… Тогда многие дворы боярские разбили и сожгли, бояр побили… И на Низу поднялся великодушный казак Разин… И быть бы тогда воле, народ бы жил вольно и богато… Не поддержали… Народ слабый, одно – горланить горазд. И ныне без единодушия того, ребята, ждите, – плахи да виселицы, одолеют вас бояре…»

«Пётр Первый», Алексей Толстой.

 

Номер газеты