Когда главе корона жмёт

Пока в стране скепсис и паника, связанные с пандемией коронавируса, сменяются суровым сознанием серьёзности происходящего, а президент Путин своими заявлениями о том, что победили печенегов с половцами, победим и COVID­19, дарует населению надежду на светлое будущее, в Дагестане продолжается активная работа с муниципалитетами.

Её проводит Администрация Главы и Правительства РД (АГП), и коснулась она примерно десятка глав районов и одного мэра города. Вся работа АГП с муниципалитетами, судя по той картине, которую СМИ и общество наблюдали в сообщениях пресс-служб, заключалась в том, что несколько глав районов добровольно сложили с себя полномочия, чтобы через месяц вновь избираться на ту же должность. Работа эта идёт со своими изгибами и перегибами.

 

Васильевский спрос…

 

Элементы работы мы могли наблюдать и по тихой ярости главы Дагестана, изгоняющего в отставку главу Ботлихского района.

Это произошло в пятницу, 3 апреля, когда Владимир Васильев, выступая в эфире телеканала «Россия-1», рассказывал, как Дагестан справляется с коронавирусом. Васильев начал с оптимистичного замечания о том, что на фоне мировых держав, борющихся с коронавирусом, российская система здравоохранения выглядит достойно. Затем он слегка пнул Дмитрия Медведева и Рамзана Кадырова, заявив, во-первых, что сейчас на уровне Правительства РФ между принятием решения и его реализацией проходят часы, «а не как раньше…». А во-вторых, что «мы не должны огораживаться, как некоторые субъекты пытаются сейчас это сделать», и что надо защитить людей, но надо помнить и об экономике.

Что касается мер, принимаемых в республике, то Васильев привёл небольшую статистику: по его данным, от двух до полутора тысяч дагестанцев ежедневно возвращались на родину (в том числе и из Европы) через аэропорт Москвы; прибывшие  потенциально опасны и важно взять их на контроль, чтобы они не заразили окружающих.

Помимо прибывающих на землю Дагестана с небес, Васильева беспокоили и те, кто обращает на небеса свои взоры: каждую пятницу в мечетях республики собираются тысячи людей, что в период пандемии смертельно опасно.

«Мы встречались с муфтием (Ахмад-хаджи Абдулаевым) и нашли с ним взаимопонимание. Я очень признателен ему. Он призвал, чтобы на пятничной молитве прихожане избегали большого количества людей. Но благодаря СМИ и соцсетям смотрю: в пятницу в Джума-мечети Махачкалы было около тысячи человек, а в Кизилюрте – около трёх тысяч молящихся… Зачем вы это делаете? Вам же разъяснили… Пока, к счастью, никто не умер. Но те, кто это допустил, понесут уголовную ответственность. Если кто-то умрёт и будет доказана связь. Но зачем до этого доводить?» – заявил  Васильев, но вряд ли этим заставил нервничать официальное духовенство, знающее о поразительной договороспособности дагестанского следствия…

Там же Васильев заявил о том, что примет жёсткие меры и по отношению к главе Ботлихского района. «Куда приехал один человек из Турции, и сейчас у нас 50 человек под подозрением. Ботлих! Куда вообще не мог попасть вирус! И из них двадцать – медработники! Мы будем спрашивать с главы! И с меня будут спрашивать. И я к этому готов. Вот такой период наступил!» – уверенно заявил Васильев.

Пока население района, в том числе медработники, посмеивалось над словами главы республики и пожимало плечами, удивляясь, откуда Васильев взял эти данные, глава Ботлихского района Магомед Патхулаев, возможно, пытался пробиться к главе. Уверены, что он звонил и к курирующему внутреннюю политику и местное самоуправление первому замруководителя АГП Владимиру Деревянко, и к его шефу – Владимиру Иванову. Возможно, он сумел объяснить им, что «произошла чудовищная ошибка», но… выходные – 4 и 5 апреля – прошли, а в понедельник АГП уже подобрала свою кандидатуру на эту должность.

Магомед Патхулаев не учёл, что район из забытого стал образцово-показательным

7 апреля стало известно, что Патхулаев добровольно ушёл в отставку, а чтобы сгладить остроту момента, ему Указом главы РД был вручён почётный знак «За любовь к родной земле». В тот же день в качестве врио главы района назначен находившийся в «Резерве управленческих кадров РД» Руслан Гамзатов.

А на следующий день стало известно, что больных коронавирусом в Ботлихском районе действительно нет. Как выяснило издание «Молодёжь Дагестана», тесты на COVID-19, который брали у врача-инфекциониста Ботлихского района и её пациентки, недавно прибывшей из Турции, первоначально дали положительный результат. Их анализы были направлены в Москву для уточнения диагноза, а на этот период 50 местных жителей, в том числе 10 медработников, ушли на самоизоляцию. Первичные тесты у самоизолировавшихся показали отрицательный результат. Анализы врача и её пациентки тоже показали, что коронавирусом они не болеют, а проявившиеся у них симптомы: температура и больное горло – результат ОРВИ.

Патхулаев возглавлял район с 2010 года. Нынешний срок у него был вторым, а в сентябре этого года, когда, как предполагается, будет самый разгар выборов сельских глав и депутатов, Патхулаеву исполнится 70 лет. Поэтому вопрос о будущем главе района давно был актуален для заинтересованных лиц.

Отметим, что Ботлихский район, благодаря тому, что именно в нём начинающий президент Владимир Путин поставил финальную точку в августовских событиях 1999 года, на особом счету. После недавнего визита туда Путина, а также финансирования им некоторых социальных направлений район волей-неволей обрёл статус образцово-показательного. А значит, всё, что с ним связано, на особом контроле в Москве. Сам глава каких-то особых претензий со стороны руководства не имел. Во всяком случае это не озвучивалось.

Поэтому остаётся только гадать, чем является увольнение Патхулаева: результатом того, что Васильев вспылил, когда ему сообщили, что в Ботлихском районе намечается коронавирусный ужас, или же просто удобным случаем избавиться от муниципала. Примерно таким же, как в случае с главой Даг. Огней Зейдуллой Гашимовым. Его, напомним, Васильев снял с должности 18 марта, во время видео-конференц-связи с главами городов и районов из Ситуативного штаба ГУ МЧС по РД. В ходе совещания, посвящённого предотвращению ввоза в республику коронавируса, Гашимов, только справивший 10 марта своё 71-летие, отвлёкся на телефонный звонок. Васильев заметил это и дистанционно уволил муниципала. Трудно себе представить, что бы Васильев сделал с главой Южно-Курильска, будь тот у него в подчинении…

Увольнение Патхулаева, обоснованное Васильевым как недоработки по предотвращению распространения COVID-19, должно было показать муниципалам не только тренд на омоложение, но и на то, что спрос за неисполнение рекомендаций Васильева будет жёсткий даже с самых, казалось бы, защищённых глав. Это, отметим, привело к резкой активизации других глав городов и районов по ужесточению карантина и самоизоляции.

 

Дети гор

 

Патхулаева – второго дистанционно удалённого главу района  – сменил Руслан Гамзатов. Его характеризуют как молодого, образованного и перспективного хозяйственника.

Официальная биография Гамзатова – это сплошные достижения и успехи. Ему 34 года, он окончил два вуза, имеет два образования – юридическое и финансовое, активно участвовал в молодёжных общественных инициативах, выиграл Машук в 2012 году и в том же году – грант президента РД. В 2018 году попал в кадровый резерв управленцев, стал работать замначальника отдела в Управлении Администрации Главы и Правительства РД по местному самоуправлению, уйдя с должности руководителя аппарата администрации Ботлихского района, где работал с 20 лет. То есть с 2005 года…

В 2007 году он окончил сразу два вуза – ДГУНХ и «Правовую академию». Как он это сделал – не знаем. Предположим лишь, что расположение вузов через дорогу друг от друга помогло ему успевать бежать на лекции и семинары, не говоря уже о работе в аппарате администрации.

Учёба в вузах и участие в общественной деятельности знакомит его со многими из тех, с кем в будущем он будет штурмовать сначала общественную, а затем и карьерную лестницу. Согласитесь, что стать победителем «Машука» в 2012 году, когда тебе 27 лет, а вокруг очень много молодых, талантливых и амбициозных (тех, на кого рассчитан, в первую очередь, этот проект), надо быть очень талантливым. Или иметь хорошие и надёжные знакомства в молодёжном комитете и министерстве, дружить с теми, кто штурмовал подобные проекты… Но мы эти инсинуации категорически отвергаем. Мы верим только в талант!

Так, в 2013 году на грантовые средства Гамзатов провёл в Ботлихском районе форум «Дети гор». Второй раз форум прошёл уже на средства района. Гамзатов, к этому времени уже депутат молодёжного парламента НС РД, был исполнительным директором.

Умение эффективно работать сразу в нескольких направлениях – это характерная черта Гамзатова. К примеру, когда его близкие, но уже находящиеся в возрасте, родственники создали СПК «Возрождение Лагу», то он, несмотря на занятость в качестве главы аппарата администрации района, помогал им в ведении бизнеса. Во всяком случае его номер телефона и адрес электронной почты значились в документации СПК как контактные.

Но особого успеха СПК не достигло. Оно, согласно открытым данным, смогло только раз – в 2015 году –  выиграть конкурс на ремонт здания администрации селения Анди. Деньги вытащили не большие – всего чуть более 500 тысяч рублей, да и то за остатком суммы пришлось больше года в арбитраж идти…

Не думаем, что Руслану Гамзатову будет трудно управлять районом. Круг людей, помогавших ему и способных ему помочь в будущем, достаточно авторитетен. Первое, что упоминают в социальных сетях, говоря о нынешнем Гамзатове и его назначении – это родство с депутатом Госдумы Умаханом Умахановым. Родство не самое близкое, так как на сестре депутата женат Шамиль Гамзатов – брат нынешнего руководителя района. Последний является помощником депутата Умаханова, а также гендиректором ЧОО «Защита-05». Шамиль Гамзатов когда-то обеспечивал безопасность своего земляка – экс-полпреда главы РД в Горном территориальном округе Магомедгаджи Зайнулабидова (в период, когда тот возглавлял дирекцию ФЦП «Юг России»). Но, помимо вопросов обеспечения безопасности, он хорошо разбирается в рынке недвижимости…

Кроме этого, земляки и друзья, работающие в той же АПГ, уверены, помогут врио справиться с текущими проблемами. А у Васильева будет шанс проверить свой тезис о том, правда ли, что «давно доказано, что самый высокий уровень компетенции у тех, кто ниже (по должности), чем у тех, кто выше».

 

Основные главы

 

Последний месяц, начиная с марта, мы наблюдаем за тем, как в отдельных районах главы сначала добровольно уходят в отставку, а затем, спустя месяц, почти единогласно избираются на свою прежнюю должность снова.

Таким образом переизбрались:

28 марта – Алим Темирбулатов, глава Кайтагского района;

1 апреля – Махмуд Амиралиев, глава Карабудахкентского района;

3 апреля – Замир Азизов, глава Курахского района;

6 апреля – Иса Нурмагомедов, глава Унцукульского района;

7 апреля – Мухидин Магомедов, глава Чародинского района;

8 апреля – Гаджимурад Исаев, глава Казбековского района.

Ни у одного из них не было каких-то серьёзных оснований для ухода с должности. Все они, так или иначе, озвучили тезис о том, что их уход, как и их возвращение, – это согласованный с АГП шаг. И все они были вновь переизбраны: то есть сначала прошли через сформированные конкурсные комиссии, половина которой состоит из представителей АГП, а затем, когда их кандидатуры были предложены районным собраниям, за них голосовали депутаты.

Искреннее всех, объясняя происходящее, был Амиралиев, заявивший следующее: «Посоветовавшись с Администрацией Главы и Правительства РД и получив их поддержку, я решил, не дожидаясь сентября, сложить свои полномочия главы досрочно… Объясню причины, по которым я это делаю: в этом году выборы представительных органов в городах и районах республики пройдут в Единый день голосования, в сентябре, и будут сформированы представительные органы власти на местах, а также выборы глав районов и городов завершатся к концу 2020 года. А формирование инвестиционных программ и национальных проектов, как федеральных, так и республиканских, на 2020–2025 гг., в которых принимают участие муниципалитеты, будет проходить в первом полугодии 2020 года. И вновь избранные главы не смогут принимать активное участие при их формировании».

Наверное, мы будем старомодны и не очень популярны в желании того, чтобы власти следовали букве и духу закона, но… сама выборная или избирательная процедура, когда она носит предсказуемый (до проведения всех необходимых шагов) характер, является незаконной, нарушающей права общества.

Напомним просто, что в мае 2019 года был задержан и препровождён в СИЗО Лефортово глава Докузпаринского района Абдурагим Алискеров. В статье «Меченые властью» («ЧК» №19 от 24.05.2019 г.) мы со ссылкой на Следственный комитет России писали, что Алискерова обвиняли в даче взятки в особо крупном размере – 23 миллионов рублей –  за способствование в назначении на должность и общее покровительство некоему советнику главы РД и другим неустановленным лицам. Это произошло в 2018 году, за месяц до ухода тогдашнего главы РД Рамазана Абдулатипова.

Тогда Алискеров тоже прошёл конкурсную комиссию и тоже был избран Собранием депутатов района. Внешне всё было законно, но, как тогда заявляли следователи, только внешне…

Нынешние такие однотипные назначения тоже наводят на странные мысли: то ли времена ушлых советников возвращаются, то ли уже никто во власти не соблюдает не то чтобы даже закон, а хотя бы рамки приличия, заранее определяя, кому руководить муниципалитетом, забирая у местных депутатов даже попытки проявить самостоятельное мышление…

Пока что однозначно можно отметить усиление Администрации Главы и Правительства РД, формирующей на своём уровне списки возможных кандидатов на руководящие посты в муниципалитетах, позволяющие взять билет в безопасное, в политическом плане, будущее.

Тут отметим, что в сентябре этого года пройдут выборы почти во всех городах и районах Дагестана. И не везде политические команды, находящиеся у руля муниципалитета, стабильны и способны сохранить свои позиции после выборов. А они, как ожидается, будут высококонкурентные: в обществе, у отдельных политических сил республики появился запрос на приход во власть и проведение в жизнь перемен.

Нынешнее «обнуление» для нескольких муниципалов их предвыборной борьбы – это, во-первых, некое проявление доверия к ним со стороны руководства республики. Во-вторых, это предупреждение той политической остроты, которая будет в районах во время выборов. Предварительное избрание (назначение) главы района снимает, наверное, половину остроты выборов: формировать свой состав депутатов в районном собрании интересно, когда есть возможность возглавить район, а играть «вдолгую» уровень политической и юридической подготовленности депутатов не позволяет. Буйнакск и Избербаш в этом являются печальным примером. В этом плане снятие в этих районах вопроса о главах позволяет сконцентрировать административный и дипломатический ресурс уже непосредственно на кандидатах в депутаты… В этой связи отметим аппаратное усиление начальника Управления АПГ по внутренней политике Магомеда Хатипова. Его на этой неделе назначили членом Избирательной комиссии РД с правом решающего голоса. Он должен будет достойно заменить Дмитрия Гасанова, сына экс-замруководителя АГП Алексея Гасанова, ушедшего с этой должности 4 марта.

Контролировать процедуру выборов – всегда было увлекательным занятием

Для остальных муниципалитетов будущие выборы – это, несомненно, напряжённый момент. И, как представляется, по ним в АПГ ещё не выработано какого-либо приемлемого решения, удовлетворяющего и власть, и местные влиятельные силы.

Тут заметим, что в отставку добровольно ушёл глава Ахвахского района Магомедзагид Муслимов. Устав района и дата его избрания на должность, несмотря на то что срок полномочий райсобрания истекал в сентябре этого года, не требовали от него покидать муниципалитет. Тем не менее власть попросила его на выход…

Непросто будет и в Бабаюртовском районе, где 6 апреля в связи со вступлением в законную силу приговора были досрочно прекращены полномочия главы района Эльдара Карагишиева. Последнего осудили на 4 года условно и приговорили к штрафу за коррупционные преступления.

 Исполнение обязанностей главы снова было возложено на Данияла Исламова. В постановлении Собрания депутатов района говорится, что Исламов будет в этом качестве работать до истечения срока полномочий нынешнего собрания.

«Принять к сведению: если до истечения срока полномочий Собрания депутатов муниципального района «Бабаюртовский район» осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального района «Бабаюртовский район» из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется  в течение трёх месяцев со дня избрания нового состава Собрания депутатов муниципального района «Бабаюртовский район» в правомочном составе», – говорится в документе.

 

Наступает жара…

 

В Казбековском районе, как предполагает «ЧК», будет жарко. Настроения общества во многом там завязаны на влиятельных силовиках. К примеру, 9 апреля в селе Калининаул Казбековского района, в доме бывшего начальника уголовного розыска Советского РОВД Махачкалы Зубаира Абдулмуслимова, силовики провели обыски, а затем его увезли. Родственники до сих пор не знают, где он находится. Адвокат Сапият Магомедова предположила, что задержание Абдулмуслимова связано с делом братьев Ашиковых.

По словам адвоката, при обыске ничего не обнаружено, так как собравшиеся сельчане и родственники не допустили подкидывания незаконных предметов. Был изъят только телефон Абдулмуслимова, а после этого его забрали и увезли в неизвестном направлении. Родственники задержанного заявляют, что силовики избили брата Зубаира – Заура Абдулмуслимова, он обратился с жалобами о причинении телесных повреждений в медучреждение.

Адвокаты в этот же день направили заявления в ФСБ РФ, Генпрокуратуру, Следственный комитет РФ. В них сообщается, что обыск в доме Абдулмуслимова проводили сотрудники ЦСН УФСБ РФ по РД во главе со следователем Битимировым в рамках дела братьев Ашиковых.

«Это уже второй обыск за последнее время у экс-начальника уголовного розыска Советского РОВД. Предыдущий проводился сотрудниками УФСБ по РД по уголовному делу по факту убийства жителей посёлка Ленинкент, после которого от него требовали дачу показаний в отношении руководителя управления прокуратуры РД Нурлана Ашурлаева», – говорится в заявлении родственников.

Зубаир Абдумуслимов, как и Ашиковы, – выходец из Казбековского района, он уволился из органов по собственному желанию после конфликта с начальником Советского РОВД Мурадом Курбановым в тот период, когда силовики задержали Раипа Ашикова.

В УФСБ Дагестана заявили «ЧК», что у них нет информации об обысках и задержании Зубаира Абдулмуслимова, а в Следственном управлении СКР по РД на момент подготовки новости на вопросы не ответили.

Довольно любопытно разворачиваются события в Каякентском районе. Глава района Магомедэмин Гаджиев, как известно, отстранён от должности на время следствия по уголовному делу, возбуждённому на него по факту превышения полномочий. В сентябре этого года выходит срок его полномочий, как и срок депутатского собрания. Исполнение обязанностей главы района было первоначально возложено на замглавы Джалила Алациева. Он и работал в этом качестве с 18 ноября прошлого года.

А уже 28 марта этого года врио главы района стал Магомед Эльдерханов, экс-налоговый работник. Он, как это обычно бывает в управляемой муниципальной политике, сначала стал исполняющим обязанности замглавы района (это произошло 25 марта), а через пару дней на него возложили управление Каякентским районом… ]§[

 

Номер газеты