Голодные группы

В сети и на страницах еженедельников ставят вполне логичный вопрос: «Под кого зачищают Дагестан?», но почему-то не задаются вопросом: «Что именно спровоцировало такую реакцию Кремля?». Стремление навести порядок?

Ну, не знаю. Почему раньше не наводили? Что-то ведь изменилось. Появились причины. И что-то подсказывает, что «наведение справедливости и порядка» – причина далеко не самая важная. Она второстепенная. Очевидно, что «контракт», политика ненападения между региональными князьками и федералами перестали работать и давать результат. И «контракт» с новой командой управленцев и лидеров будет совсем другой. А значит и вертикаль: федерал – региональный чиновник (представитель элиты) – народ – тоже станет другой. Должен будет осуществиться переход от одного контракта к другому. Однако не всё так просто. В конце концов указанная выше цепочка может измениться только на уровне федерал – региональный чиновник. А «народ» останется в том же положении.

Экономист Александр Аузан в своей книге «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь» поясняет, что «переход от одного контракта к другому происходит, только если не появляется новых голодных групп». Если же они появляются, начинается новый передел. Назначая Рамазана Абдулатипова, «удалённого от местной элиты» (как всегда пишут друзья-журналисты) и  не встроенного в  эту коррупционную машину тухумно-родственных связей, в Кремле могли полагать, что обезопасили себя, что новой голодной группы не появится. Это ведь лучше, чем делать ставку на политика, который уже пустил корни в республике и обжился тухумно-клановым багажом. Ставка на Абдулатипова оправдалась, но не полностью. Голодная группа всё-таки образовалась. Частично из остатков старой гвардии (политиков ещё дедовских времен), частично по вине самого главы РД, который не смог противостоять зову родственных связей.   

Аузан указывает, что на данный момент в России, пожалуй, осталась только одна «корпорация», которая не поучаствовала в карусели власти и может произвести новую голодную группу, – военные. Это подтверждает и знаменитое исследование российских элит экономиста Михаила Афанасьева, указавшего военных как «потенциальную голодную группу, недовольную своим положением».

В нашем случае эта теория интересна тем, что зачистка политического ландшафта пока касается только госслужащих, муниципальных чиновников и старательно избегает вмешиваться в правоохранительную и судебную системы. Возможно, и до них очередь дойдёт. А может быть, нас ждёт военный наместник, не структурированный в Дагестан и без «голодной группы» за плечами.

Но это всего лишь теория. ]§[

Номер газеты