Год и город Моряка

В апреле исполнится ровно год, как у штурвала управления Махачкалой встал экс-руководитель ТФОМС по РД, депутат НС РД Магомед Сулейманов (по прозвищу Моряк). Практически весь год, если верить пресс-релизам администрации Махачкалы, ушёл на «борьбу с пережитками прошлого», «восстановление управляемости», а также решение текущих (хозяйственных) проблем Махачкалы. Наша редакция решила коротко показать общую ситуацию на наиболее проблемных участках столицы Дагестана, как бы отвечая на вопросы: «как было?», «как стало?» и «как развивается?». Предупреждаем читателя, что каждый подраздел данной статьи претендует на отдельную публикацию с подробным раскрытием ситуации и анализом, но желание показать картину в общем, подвести своего рода «годовой баланс» деятельности администрации столицы вынуждает нас воспользоваться небольшими зарисовками, к которым мы в будущем, при написании уже объёмных статей, непременно вернёмся...

«Черновик» умышленно опускает вопросы политического развития ситуации вокруг Махачкалы. Тут наша редакция следует не только своему главному тезису: «мэр столицы должен заниматься хозяйством, а не политикой», который был адресован ещё экс-мэру Махачкалы Саиду Амирову, но и желанию показать, что такие проблемы, как уплотнительная застройка и сносы, формирование бюджета Махачкалы и учёт налоговой базы, вопросы уборки и транспорта, а также рынки имеют большее значение для политических настроений горожан, нежели подковёрные битвы за рычаги управления городом.

 

Транспорт

 

О том, что Махачкала испытывает серьёзные проблемы с общественным транспортом, республика узнаёт после каждой забастовки водителей маршруток, обслуживающих столицу Дагестана и её пригороды. Последнее «восстание машин», произошедшее 8–9 декабря прошлого года, получило необычно высокий политический резонанс: требование главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, обращённое к администрации Махачкалы, не поднимать ни на рубль оплату за проезд в маршрутках столкнулось с нежеланием маршрутчиков и владельцев маршрутов подчиняться этому. Последние аргументировали необходимость поднять оплату на проезд от 14 до 17 рублей с пассажира ростом цен на топливо, детали, а также продукты питания. Переговоры Магомеда Сулейманова с маршрутчиками не позволили выполнить требование Абдулатипова (не поднимать стоимость проезда), а лишь немного отсрочили рост оплаты – до последней недели декабря.

Одновременно с этим городские власти совместно с правительством республики искали выход из сложившейся ситуации и пришли к мысли о необходимости развивать альтернативный транспорт. Так как ударить по «маршрутной мафии» отъёмом лицензий у тех водителей, у кого маршрутка не соответствует лицензионным требованиям, или же перераспределить внутригородские маршруты оказалось затруднительно, а наращивать парк троллейбусов, показавших себя в условиях современной Махачкалы неэффективными, было невыгодно, то было решено возродить перевозку махачкалинцев автобусами. Срочно объявленный в конце 2014 года тендер на закупку автобусов на сумму почти полмиллиарда рублей завершился к концу января: три десятка автобусов «НефАЗ» стояли на площади (видимо, с целью совершить психологический удар по маршрутчикам), а в середине февраля уже начали курсировать по трём наиболее важным (стратегическим) маршрутам. (Ещё 30 автобусов должны будут в ближайшее время охватить и другие маршруты Махачкалы.) Символическая цена за проезд (10 рублей), привлекательный внешний вид и свежий салон автобусов, несомненно, привлекли горожан. Автобусы показали свою востребованность (об этом свидетельствуют подчас переполненные салоны этих авто), но в то же время не решили самую главную задачу: упорядочить движение, вытеснить маршрутки (определённую их часть) и тем самым решить проблему пробок в столице.

Возможно, закупка автобусов в некотором роде разгрузила основные артерии города. Но что такое 68 автобусов против 2 400 (по неофициальным данным, 6 000)  маршрутных такси? Скорее, их приобретение ещё раз подчеркнуло недостатки и уродливость городской системы. (Сулейманов это понимает и утверждает, что для полного удовлетворения потребностей городского пассажирооборота количество автобусов и троллейбусов необходимо довести до 350–400 единиц, а для увеличения транспортного обслуживания города и предприятий (с учётом динамики развития города) – создать не менее 4 полнокомплектных автотранспортных предприятий.)


«Нужен порядок с маршрутками. Я имею в виду то состояние, которое было в Махачкале, когда никто не знает, в каком состоянии находится маршрутка, в каком состоянии находится водитель. И самое главное – ГАИ, ГИБДД за этим всем годами смотрели. 1 600 человек в ГИБДД работают. И результат какой?! Какая у рядового гаишника зарплата? Минимум  40–45 тысяч рублей. Вы получаете, извините, больше, чем любой член Правительства РД. Но деньги (зарплату) повысили вам, чтобы у вас появилась ответственность, чтобы вы отвечали грамотно, а не ездили на Новый год на ишаке, как показывают по Интернету».

Рамазан Абдулатипов, глава РД. 10 марта, Республиканский форум «Транспорт. Дорожное движение. Дорожное строительство. Безопасность». 


Новые «НефАЗы» смотрятся порой несуразно и комично в шеренге хаотично расположенных «Приор» и маршруток. Но, более того, современный автотранспорт никак не вписывается в устаревшую инфраструктуру Махачкалы, путаясь в остановках, вместо которых фактически стоят торговые будки с надписями «Куры гриль» или «Шаурма».

Возможно, это происходит ещё и потому, что водители автобусов ездят так же, как их коллеги – маршрутчики, подбирая и высаживая пассажиров не на остановках, а там, где это возможно, не останавливаясь на остановках (хотя обязаны это делать), если там нет людей.

Работа с транспортом на внедрении автобусов не завершилась. В планах, как утверждают в администрации Махачкалы, ещё большая популяризация альтернативного транспорта: к примеру, внедрение бесплатного wi-fi в троллейбусах, а также наращивание дотируемого из республиканского бюджета парка автобусов. Кроме того, 17 февраля этого года было объявлено о ликвидации МУП «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1» путём слияния их в МУП «Горавтотранс», который возглавил Спартак Рабаданов (по некоторым данным, дальний родственник Магомеда Сулейманова). Новый МУП, как обещают власти, займётся техническим состоянием маршруток, а также подбором водителей...

 

Дороги. Пыль да туман...

 

О том, как сейчас «исправляется ситуация» улично-дорожной сети дагестанской столицы, Магомед Сулейманов рассказал 10 марта на Республиканском форуме «Транспорт. Дорожное движение. Дорожное строительство. Безопасность». «Махачкала переживает не лучшие времена. По разным причинам мы имеем разбитое дорожное покрытие, хаотичную застройку зданий дорожных проспектов, нарушение красных линий и т. д.».

Спасение «для поддержания в надлежащем состоянии улично-дорожной сети города» мэр видел в строительстве асфальтового завода. С торжественностью в голосе он сообщил на упомянутом форуме, что завод производительностью до 700 тонн в сутки введён в эксплуатацию. (Неделей ранее он говорил об этом же заводе, как выдающем до 600 тонн асфальта в сутки – «ЧК».) Здесь же он добавил: «Закуплено 36 единиц коммунальной техники, ямочным ремонтом охвачено более 150 улиц города. Проводились работы по благоустройству дорог в новых микрорайонах и посёлках Махачкалы». В рамках госпрограммы РД «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в РД на 2014–2015 годы» ведутся работы по замене осветительных приборов наружного освещения на энергосберегающие. На сегодняшний день из запланированных 12 000 штук установлено 4 500.

Но, как признался Сулейманов, темпы обустройства улично-дорожной сети в Махачкале не поспевают за стремительным ростом автопарка и интенсивностью транспортных потоков. Основной проблемой, как всегда, является недостаток финансовых средств. Отсюда проблема разбитых городских улиц, загруженность магистралей и безопасность дорожного движения с каждым годом только усугубляется.

В этом году, как было обещано главой РД Рамазаном Абдулатиповым на одной из пресс-конференций, планируется капитальный ремонт наиболее загруженной магистрали – проспекта имени Имама Шамиля. Но, видимо, и здесь сыграл свою роль недостаток финансирования, так что вместо заявленных 500 млн выделили в 10 раз меньше – 50 млн рублей на выполнение проектных работ. В настоящее время начата работа по ямочному ремонту городских улиц.

Передел мусора

 

«Хочу, чтобы здесь всё было качественно, красиво, чётко сделано: парки, фонтанчики, скверики, газончики. Первым делом обратим внимание на чистоту, порядок, красоту, благоустройство, озеленение. Поняли, да?» – с таким заявлением год назад пришёл Магомед Сулейманов («Чётко сделаем», №14 от 11.04.2014 г. – «ЧК»).

Что изменилось? Стало немного чище. С появлением Сулейманова вернулось понятие «субботник». Однако при уборке города не хватает системности, проблема со сбором, вывозом и утилизацией мусора так и не решена. Это связано прежде всего с тем, что в столице республики не хватает техники, несмотря на то что в конце прошлого года закупили 25 машин для уборки мусора. Не хватает контейнерных площадок (плотность застройки не позволяет их установить, где положено), несмотря на то что компания «КаспийИнвест», аффилированная с Абдулатипом Абдулатиповым, сыном главы РД, пытается что-то делать в этом направлении. А весь городской мусор как свозили, так и свозят на свалку (в районе п. Агачаул), которая не отвечает ни одним санитарным требованиям и лишь отравляет ядовитым дымом жителей. Было предложение перенести городскую свалку в Буйнакский район, но от перестановки мест антисанитария не отменяется. Городу необходим полигон. Причём, исходя из расширения границ Махачкалы, полигоны должны располагаться в нескольких частях города. Кроме того, чтобы справиться с ежедневной выработкой 500–800 тонн мусора в Махачкале, необходим специализированный завод по утилизации ТБО. Единственный мусоросортировочный завод на окраине Махачкалы, открытый в июле 2012 года, закрылся через несколько месяцев после ареста бывшего мэра Саида Амирова. Хотя предприятие не решало всех проблем – это всего лишь сортировочная станция.

«Каспий Инвест» появилась в Махачкале с приходом новой власти. С первого раза им не удалось сместить проамировское предприятие «Комбинат благоустройства», но со второй попытки в этом году «Каспий Инвест» добилась того, чтобы отвечать за чистоту в столице.

В её обязанности входит уборка улиц, тротуаров, вывоз ТБО, очистка от снега и льда. Пока под вопросом остаются около 200 улиц (в основном в пригородах) – их некому убирать. С приходом Сулейманова сменилось два начальника Управления ЖКХ. Сначала был снят Абдулмуслим Бакаев (из команды Амирова), на его место пришёл Магомедсаид Гасанов, а совсем недавно на эту должность назначен Зубайру Мустафаев, работавший с Магомедом Сулеймановым в Избербаше.

Стоит напомнить, что летом 2013 года в отношении Мустафаева (на тот период главы администрации Избербаша) было возбуждено уголовное дело. Его подозревали в злоупотреблении должностными полномочиями, в частности вынесении более 20 постановлений о выделении земельных участков в частную собственность. Помимо этого, ему инкриминировали незаконное изъятие из федеральной собственности земель рекреационного назначения площадью 15 тысяч 750 м2 вдоль побережья.

 

Снос или перенос

 

Весьма сомнительно, что с приходом нового руководства махачкалинцы ожидали сколь-нибудь значительных сдвигов в сторону улучшения градостроительной политики. Вообще говоря, ситуация с застройкой в городе такова, что уже вряд ли удастся что-либо решительно изменить.

По большому счёту то наследие, которое в народе принято считать амировским, на самом деле не то чтобы осталось, а в какой-то мере приобрело ещё более уродливые формы. О сносе абсолютного большинства уже построенных незаконных сооружений, в том числе знаменитых махачкалинских пристроек, не может быть и речи, поскольку в своё время большинство их владельцев сумели «пробить» на них «зелёнки», пусть и нелегальные, а снести их городские власти могут только на основании решения суда. Но даже если суд примет сторону администрации, она по закону обязана компенсировать хозяину стоимость жилья. Или же мэрия может выкупить у людей объект по рыночным ценам. Однако ни на первое, ни на второе у города нет денег и уж тем более не будет в обозримом будущем. Вместе с этим, надо признать, нынешняя администрация Махачкалы пока не в состоянии как-то существенно повлиять на дальнейшую массово-хаотичную застройку. Только за последний год в разных районах столицы возобновлены законсервированные стройки и начаты десятки новых объектов, не соответствующих градостроительным нормам. Неоднократные извещения мэрии, в частности через наше издание, как правило, вызывали публичную реакцию в виде выезда на место работ, однако ещё ни один незаконный объект в черте города не приостановлен и тем более не снесён. В одном Узбекгородке две заведомо признанные руководством города незаконными стройки находятся на стадии полного завершения. Едва ли не еженедельно мы получаем сообщения из разных районов столицы о закладке новых высоток, которые чаще всего возводятся на территории, отведённой под детские игровые площадки.  

Номер газеты