Большой мешок демократии

Во вторник, 25 октября, в Доме дружбы (Махачкала) в рамках работы Общественной палаты Дагестана прошёл круглый стол, за которым представители политических партий и общественности обсудили итоги прошедших выборов в Госдуму и Народное собрание республики.

Открыл собрание член Общественной палаты Шамиль Хадулаев, который выступил с резкой критикой по отношению  к прошедшим выборам. По его мнению, на сентябрьских выборах, в которых он участвовал в качестве наблюдателя с правом совещательного голоса, была «тотальная фальсификация при подсчёте голосов».

Хадулаев привёл примеры: итоговый протокол УИК №1520, выданный наблюдателям, гласит, что за кандидата­одномандатника, а ныне депутата Госдумы Умахана Умаханова был подан 1 401 голос, а на сайте Избиркома РД (и, значит, в итоговых документах) – 2 496 голосов. В протоколе УИК №1573 отмечено, что за того же Умаханова подано 15 голосов избирателей, а на сайте Избиркома указано, что 1 990 голосов. «Я лично своими глазами видел, как в подсобном помещении УИК №1017 пять человек во главе с председателем комиссии сидели и в бюллетенях ставили галочки. Другие члены комиссии просто сбегали с протоколами через чёрный ход!» – заявил Хадулаев, добавив, что подобные моменты подрывают доверие населения к власти, чего партии и общественность допустить не могут. В то же время равнодушно на это смотреть нельзя, так как «у людей украли голоса, украли веру в справедливость, веру в честность, а мы все прекрасно знаем, к чему это может привести». Спикер круглого стола предложил выработать рекомендации, чтобы выявленные в ходе выборов ошибки не повторялись в будущем.

Представитель ДРО ВПП «Единая Россия» Хайбула Малачилов посчитал, что у Хадулаева «личная обида к состоявшимся выборам» и, соответственно, не выйдет нормального диалога, если обсуждать проблему на уровне эмоций. Малачилов заявил, что «Единая Россия» – это партия, за которой идёт народ, а в целом прошедшие выборы прошли нормально, что позволило Дагестану «вписаться в систему».

«Выдающихся личностей в Дагестане много, а мест в парламенте мало. У нас обязательно останутся личности, которые будут обижены. И говорить, что в Дагестане самые лучшие оказываются в парламенте, неправильно, об это никто никогда не говорил. Вспомните Черчилля: «Демократия – это отвратительная форма управления, но все остальные формы ещё хуже». Человечество пока не придумало, каким образом из двух выбрать лучшего», – уверен Малачилов. Единоросс не оспаривает приведённые Хадулаевым примеры нарушений в ходе выборов и согласен с тем, что нарушения на выборах бывают, однако…

«Является ли документированный факт нарушения на выборах основанием для отмены выборов? Нет, не является. В законе говорится, что если нарушения не позволяют достоверно определить победителя, то тогда – да. Если какая­то провокация прошла и сбросили бюллетени, то это не повод людям, которые вышли на выборы, сказать: «Ребята, давайте ещё раз выйдем на выборы». С народом так не шутят», – считает Малачилов.

На круглом столе выступили представители КПРФ из Буйнакска (находятся в политическом конфликте с руководством ДРО ПП КПРФ – «ЧК»), несогласные с результатами выборов и объявившие в связи с этим голодовку. Один из них рассказал, как проходили выборы на одном из УИК Буйнакска: «Один из участков посетили глава Буйнакска и глава Буйнакского района вместе со своей свитой. Вытащили на улицу председателя УИК, работников полиции и дали им указания. Нахлынула молодёжь. Открываю паспорта – прописаны в сёлах Буйнакского района, но пришли голосовать в город... Пачками одна женщина пихала в урны бюллетени. Полиция не дала нам задержать эту женщину. Это разве выборы?! Оправдываете себя, говоря, что это система. Что за система такая, которая топчет свой собственный народ?».

Высказался также экс­сотрудник спецслужб, кандидат­одномандатник от КПРФ, баллотировавшийся в Госдуму по Южному округу, Хаджимурад Гаджиев. Он заявил, что был направлен московским офисом КПРФ в поддержку своих дагестанских товарищей, но на победу не претендовал, так как «не может победить человек, который за два месяца до проведения выборов объявился в политической системе». Хотя тут же назвал исключение: «Может, если принести большой мешок, а куда – вы сами знаете... У меня такого мешка не было, да и не будет вообще».

Гаджиев считает, что трудно бороться с соперником («в данном случае наш оппонент – ‘‘Единая Россия’’»), когда правила меняются каждый избирательный период, а демократия будет работать тогда, когда политические организации научатся прислушиваться к организациям общественным.

«Касаемо проведения выборов, я знаю случаи, когда уносили все документы УИК наверх и чекрыжили там. С этим мириться мы не будем! Я предлагаю бороться с подобным всеми законными методами… Мы должны понимать, к чему приведёт это (отсутствие реакции на нарушения на выборах). Это приведёт к площадной демократии», – утверждает Гаджиев. ]§[

Номер газеты