Базовая ценность

Долгое время не мог понять, почему же у нас, в Дагестане, такая непростая жизнь. Вроде боремся с преступностью и экстремизмом, а его меньше не становится. Улучшаем экономические показатели, заманиваем дагестанцев-миллиардеров в роли инвесторов, а также рапортуем об увеличении средней заработной платы по республике, однако денег в карманах населения больше не становится. Боремся с коррупцией и удивляемся, откуда у борцов с коррупцией новый бронированный джип или телевизор за 30 млн рублей. И так – по многим направлениям.

«В чём загвоздка?» – думал я, пока не прочёл интервью экс-премьера Грузии и по совместительству миллиардера, Бидзины Иванишвили. Он рассказывал, как финансировал реформы экс-президента Грузии, Михаила Саакашвили, всё интервью критиковал его за ошибки, раскрывал интриги. Среди ошибок, которые он предъявил Саакашвили, были не только централизация коррупционных потоков и тотальный контроль среднего бизнеса, но и… разрушение демократических институтов. «Вместо того чтобы строить демократию, он строил вертикаль власти!» – говорит экс-премьер. А под конец выдал фразу, что он с единомышленниками (тоже миллиардерами) создал фонд поддержки экономики Грузии, куда вложил $1 млрд из планируемых шести. После этого интервью меня озарило…

Основная причина, по которой мы, дагестанцы, живём плохо, заключается не в нашем менталитете или высоком уровне криминальной активности. Она в том, что наши дагестанские миллиардеры – Керимовы, Магомедовы, Гаджиевы, Абасовы и многие из тех, о существовании которых мы даже не подозреваем, достигшие немалых высот в своей деятельности, – совершают одну и ту же стратегическую ошибку. Стремясь к политической защите своих капиталов, они вкладываются в Магомедовых, Абдулатиповых и прочих руководителей (лоббируя их интересы в Кремле), а не в построение Системы, которая, не смотря на то, кто сегодня или завтра будет находиться у власти, защитила бы их собственность, капитал, а также нервы и здоровье.

Вследствие того, что наши капиталисты не вкладываются в формирование правовых институтов (справедливые выборы, честный суд, соблюдающая закон полиция, информационная прозрачность общества и пр.), они рискуют терять свои вложения каждый раз при смене власти в Дагестане. Каждый раз у них будет ощущение, что они наступили на старые грабли. А те бизнесмены-политики, что живут и работают в республике, всегда будут вслушиваться в небо: не слышно ли там летящего по их душу вертолёта…

Без исправления этой ошибки мы обречены и будущий год прожить бесцельно. ]§[ 

Номер газеты