70 лет жизни

Эхо той войны всё тише. Ветеранов той войны – всё меньше. Есть внутреннее понимание глубины той трагедии, тех жертв и того подвига, который совершила наша страна, наши люди. Всё то, что мы должны донести до наших детей.

Мы несём в себе генетический и культурный код тех людей, которые выиграли ту войну, но вот вспоминаем об этом только в урочное время или когда память выдаёт истории о войне, полученные от прадедушек и прабабушек, когда военная хроника мелькает по телевизору, а в голове вдруг начинает звучать «Вставай, страна огромная». И голос диктора Юрия Левитана с его леденящими душу вступительными словами «Говорит Москва» даже не возвращает (поскольку мы там не были и знаем о войне понаслышке), а только даёт нам беглый набросок, толику того, что нашим предкам пришлось пережить. Стоит только включить воображение.

Нам, дагестанцам, с гражданской войной, которая у нас ведётся (взрывы, покалеченные судьбы, братоубийство, террор), в принципе, должен быть понятен ужас войны – стоит только в десятки раз умножить то, что порой бывает у нас на соседней улице. Нашим братьям-чеченцам и этого делать не нужно. Мы всё помним, мы уважаем победителей. Мы лежим навзничь и слушаем своё прошлое. Сегодняшний же вечер крошится в нашем сознании в полуявь из прошлого и будущего.

Что будет завтра? Сделали ли мы правильные выводы из той войны? Не позорим ли часом наших великих предков? Не скурвились ли мы, не стали ли инертными и равнодушными? На фоне того, как легко Великая Отечественная война сейчас становится предметом спекуляции, эти мысли впиваются мелкими осколками разочарования и безнадёжности. В стране, с недавних пор открыто ищущей духовные скрепы, но так и не определившейся, каким историческим путём она идёт, находится место всем тем порокам, против которых боролись наши соотечественники: нацизм, национализм, коррупция, классовость, неравенство... Подумать только, 70 лет со дня той Великой Победы. 70 лет – целая жизнь. Жизнь среднестатистического человека. Что мы можем сказать хорошего этому 70-летнему, умудрённому жизнью человеку? Что мы ему скажем, всмотревшись в морщинки вокруг глаз и увидев бурную молодость послевоенных лет, мечты, которые обгоняли настоящее, пятилетки, испытание атомной и водородной бомбы, полёт Юрия Гагарина, афганскую и две чеченские войны, Горбачёва и перестройку, лихие 90-е, тучные, но профуканные нулевые, войну с Грузией? Что подарим ему на 75-летие, 80-летие, имея за пазухой конфронтацию со всем миром и фактическую войну с братским украинским народом? Наверное, мы, как всегда, ограничимся словом «надежда». Самым ходовым российским подарком на все времена.

Номер газеты