100 дней президента. Обманутые надежды?

В понедельник, 16 декабря, будет ровно сто дней, как депутаты Народного собрания Дагестана избрали президентом республики Рамазана Абдулатипова. Сто дней – это та дата, к которой большинство журналистов, политологов, аналитиков присматриваются особенно внимательно. Потому что именно в этот период бывают видны начальные точки предлагаемых лидером республики или страны реформ, делаются заявления, совершаются назначения, принимаются нормативно-правовые акты. У Рамазана Абдулатипова таких сто дней уже три! Первые сто дней с момента его прихода в Дагестан в качестве врио. Вторые сто дней легли аккурат между окончанием первых ста дней и днём его выборов в качестве президента республики и, наконец, нынешние сто дней, которые требуют своего тщательного анализа и комментирования.

В этой статье мы приведём самые основные события и заявления 100 дней Рамазана Абдулатипова в качестве избранного депутатами НС РД президента республики, прокомментируем или проанализируем их, дабы осмыслить дальнейший вектор развития Дагестана. (Сто дней президента Абдулатипова растянулись с сентября по декабрь, поэтому мы приводим их в хронологическом порядке.)

Однако уже можем отметить, что третья сотня дней нахождения у власти Рамазана Абдулатипова обернулась обманом всех надежд. В первую очередь – надежд самого президента республики. Многие грандиозные по замыслу проекты (в том числе приоритетные проекты президента) так и остались на бумаге, а ожидания, что федеральный центр будет помогать их реализовывать в оперативном, а не в привычном, словно проржавевший механизм, режиме, обманулись…

 

Сентябрь

 

Знаковым событием конца августа – начала сентября была встреча врио главы РД Рамазана Абдулатипова с представителями религиозных групп как суфийского, так и салафитского направления. На ней Абдулатипов говорил о необходимости примирения, очищения и протрезвления, а также «работы на стабильность Дагестана, страны».

«Аллах у нас один, пророк Мухаммад

(с. а. с) для всех один, и священный Коран, как откровение божье, нам тоже дан один. Я не вижу причин, по которым мы должны что-то делить, спорить и тем более воевать. Государство не заинтересовано, чтобы в мусульманской умме были какие-то неразрешимые противоречия… Крайностей много, государство не всегда было на высоте, и оно развалилось. Но теперь, с приходом Владимира Владимировича Путина, оно обновляется. Какие бы религии и течения мы ни исповедовали, всё равно мы остаёмся гражданами единой страны», – сказал он.

В ключе готовности к диалогу выступил и муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев, сказавший, что нужно отбросить ненужные воспоминания и начать жить сегодняшним днём, заботясь прежде всего о будущем своих детей и внуков, мусульманской уммы. «Чем винить сегодня себя или кого-то другого, лучше всё же подумать о будущем. За прожитое остаётся только покаяться, а с завтрашнего дня можно всё начать сначала. Давайте научимся прощать друг другу наши недостатки», – сказал он.

Ожидалось, что эта встреча будет серьёзной попыткой наладить  диалог между религиозными группами мусульман, но, как показали последующие события, связанные с массовыми задержаниями салафитов по любым поводам, а также «пятничные противостояния» в пригороде Махачкалы – Ленинкенте, – этого не случилось. Политический посыл республиканских властей не нашёл опоры в правоохранительной системе, и, вместо успокоения общественных настроений, произошёл обратный процесс…

В день президентских выборов (8 сентября) Рамазан Абдулатипов, благодаря депутатам НС РД, сумел обойти своих соперников – министра труда и социального развития РД Малика Баглиева и омбудсмена Уммупазиль Омарову, – набрав 88 голосов из 90 возможных. Абдулатипов назвал выборы «главным событием в своей жизни», поблагодарил Владимира Путина за доверие, заявил, что у него есть клан – это дагестанский народ – и снова повторил озвученные весной и летом основные параметры, согласно которым должна развиваться республика. Это привлечение в республику 200–300 млрд рублей для достижения среднероссийских социальных показателей через реализацию десяти приоритетных президентских программ (источник средств: федеральный бюджет и инвестиции). Развитие агропромышленного комплекса, рыбной отрасли, виноградарства, консервной промышленности, расширение сети дорог, а также увеличение сбора налогов до 10% от ВРП (фактические удвоение бюджета). Отдельно были выделены «отложенные конфликты» – нерешённые земельные проблемы. Глава РД предложил не переводить проблему в сферу межнациональных споров, а решать её в рамках закона.

День выборов президента совпал с выборами в ряде муниципалитетов республики. Жители Цунтинского, Кулинского, Хунзахского, Акушинского районов, а также Избербаша, Кизилюрта и Хасавюрта должны были определиться со своими главами МО. Ранее в каждом указанном городе и районе (кроме Избербаша и Хасавюрта) в «добровольно-принудительном порядке» произошла смена муниципальной власти на людей из команды Абдулатипова. До 8 сентября они, как и сам Абдулатипов, работали в муниципалитетах в статусе «временно исполняющих обязанности», а после дня выборов избавились от этой приставки…

Как говорил тогда будущий президент, «кандидатов очень много, но если я не знаю кандидата, и если он не знает меня, зачем он идёт на эту должность?» Тех же кандидатов, выдвинувшихся в главы МО, но кого Абдулатипов не хотел видеть в качестве таковых, попросили «отойти от выборов» с обещанием использовать их потенциал в будущем Народном собрании

(то есть через 2,5 года, так как срок полномочий НС РД истекает в марте 2015 года).

В этот же период глава РД обозначил свои требования к отчётности и эффективности работы глав МО. Теперь они будут ежегодно, в присутствии президента РД или премьер-министра республики отчитываться перед активом муниципалитета о проделанной работе. Отчитываться надо будет по разработанным 25 показателям, а также постараться к концу 2014 года увеличить собираемость налогов в городах и районах на 5%. «Раньше у главы района, который в течение 10–15 лет занимался своими делами, никто не спрашивал о том, что он сделал во благо муниципалитета, народа. В случае неудовлетворительной работы главы МО он будет освобождаться от работы», – пригрозил Абдулатипов. Министры же будут отчитываться перед главой РД чаще – раз в полгода.

…В этом же месяце, в связи с выборами нового президента, правительство сложило перед ним свои полномочия.

Абдулатипов, до того как стать президентом, уже дважды пересматривал персональный состав правительства. Третий – «президентский» – вариант правительства был лишь немного откорректирован указами президента от 13, 17 и 23 сентября, которые изменили названия некоторых министерств, учредили новые комитеты, а также ввели в состав правительства ряд новых руководителей. (См. «ЧК» №36 от 20 сентября, «Правительство Зазеркалья».)

Из неожиданных назначений в вице-премьеры Правительства РД можно назвать фигуры Гаджи Махачева и «варяга» из КБР Артура Сибекова.

Если назначение Сибекова объясняется его лоббистскими возможностями в Москве, то появление Гаджи Махачева на фоне непростых отношений между ним и Абдулатиповым объяснить сложно. (Поговаривают даже, что вследствие этого у вице-премьера до сих пор нет своего кабинета в Белом доме.)

Отчасти это назначение можно объяснить следующим. Ранее Абдулатипов заявлял на встрече с представителями Изборского клуба (они посетили Дагестан 8 сентября), что отдельные экономические полномочия государства, к примеру, связанные с добычей нефти в Каспийском бассейне, можно было бы передать республике. «Мы привлечём инвестиции и сможем отойти от дотаций», – объясняет необходимость этого глава Дагестана. Назначение Гаджи Махачева (экс-руководителя ОАО «Роснефть – Дагнефть») показало, что государство не намерено делиться «нефтянкой» в угоду региональным бюджетам. Более того, оно через структуры «Роснефти» намерено увеличить долю своего участия в местной экономике.

В сентябре свою награду – орден «За заслуги перед Республикой Дагестан» – получил и владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Рамазан Абдулатипов, награждая его, отметил, что Магомедов является не просто инвестором, а личностью, вкладывающей в развитие республики. «Самое главное не то, что он даёт деньги, иной раз бывает, что человек предлагает деньги, а брать не хочется, потому что за этими деньгами нет личности. А здесь – сначала была личность, а потом появились деньги», – сказал президент. Отметим, что до этого, 18 апреля, аналогичной награды удостоился владелец компании «Нафта-Москва» и ФК «Анжи» Сулейман Керимов.

 

Силовики

 

Абдулатипов открыто и резко критикует правоохранительные органы республики (в первую очередь МВД по РД) за их слабую работу в области борьбы с теневой экономикой. Он отмечает: «Есть десятки тысяч людей в погонах, которые защищают чистоту нашей экономики. Но почему по теневой экономике мы на первом месте, а по сбору налогов – на последнем? Какие меры предлагает МВД Дагестана для преодоления этих проблем?» Также глава РД заявлял, что не видит работы полиции в области защиты гражданских прав, безопасности и правопорядка.

«Я удивляюсь тому, что мы знаем имена всех бандитов из разных районов Дагестана, знаем их родственников, жён, но при этом бездействуем, и так до ближайшего взрыва. Надо заканчивать с практикой, когда полицейских вызывают только на митинги, для того чтобы там никто не подрался. Если будет совместная работа органов власти районов, городов и правоохранительных служб, то этих митингов тоже будет меньше», – отметил он и добавил, что начальники районных отделений полиции и представители УФСБ не должны заниматься политикой, при этом кого-то на выборах поддерживая против других.

В то же время он заявляет о полном упущении вопроса борьбы с религиозным экстремизмом и требует активности (как, ещё большей?!) в области профилактики, наработки агентуры и проведении оперативных мероприятий. Говоря о внешнем проявлении работы силовиков, Абдулатипов не забывает и про их внутреннюю «кухню». В течение этих ста дней он довольно часто говорит о взяточничестве в правоохранительной системе, в которой задействованы целые структуры, а человек не может получить очередное звание или должность без взятки.

«Это недопустимо, когда люди с большими погонами заигрывают с преступниками, а то и идут у них на поводу», – говорит Абдулатипов 5 сентября сотрудникам МВД и ФСБ в присутствии их непосредственных начальников – Абдурашида Магомедова (МВД по РД) и Андрея Конина (УФСБ РФ по РД). В конце сентября уже на сессии НС РД Абдулатипов продолжает критику силовиков, отмечая лишь успехи ФСБ, и призывает депутатов взять под парламентский контроль вопросы работы правоохранительных органов.

 

Октябрь

 

В октябре Абдулатипов не только ездит в командировки в Москву, но и занимается вопросами местного самоуправления. Встречается с главой Чародинского района, обсуждает проблемы посёлка Дубки, внезапно посещает вторую городскую больницу Махачкалы.

На встрече с журналистами (10 октября) в рамках некоего пресс-клуба Абдулатипов не только сетует на отсутствие подготовленных к работе во властных структурах кадров, но и впервые публично заступается за группу политиков, к которым у правоохранительных органов внезапно возникли вопросы. Абдулатипов отмечает, что наведение порядка как в республике, так и в отдельных муниципалитетах инициировано им, вследствие чего многие главы МО освобождены от работы, но… «Но некоторые наши структуры увлеклись этим. Я не говорю, против кого надо возбуждать дела, против кого не надо, это компетентные органы должны определять. Но зачем из этого делать вселенский шум, в очередной раз чернить республику? Вы ведите дела, но ведите их чистоплотно. Вот в Кумторкале: шум-гам по всей стране, человека посадили (имеется в виду глава района Руслан Тотурбиев, 23 сентября заключённый под стражу решением суда. – «ЧК»), но дом-то стоит, который он должен был построить. Обвиняют в том, что вместо слова «строить» записано «ремонт». В Гунибском районе то же самое, в Акушинском... Они не думают о деле, они думают о том, как бы поднять шум. А за этим шумом будет ноль, весь пар уйдёт в свисток», – говорит Абдулатипов и, продолжая свою мысль, утверждает, что в некоторых правоохранительных органах существует мафия, которая использует своё служебное положение для того, чтобы зарабатывать себе взятками…

(Окончание в следующем номере.)

 

Номер газеты