Земля под тенью

В Дагестане максимальный срок аренды отгонного животноводства снижен от 49 до 25 лет. Поправки внесены в проект закона «Об отгонном животноводстве РД». Авторы законопроекта этим пытаются вывести отрасль из тени.

По словам министра по управлению государственным имуществом республики Зейдулы Юзбекова, общий объём скрытых доходов от использования земли превышает 100 млн рублей. В результате проводимой работы выявлены факты скрытой аренды, упущенная выгода от которой в разы превышает реально полученные доходы. «Вроде бы считается, что в Дагестане много свободной земли, но когда подбираешь участок под инвестиционный проект, оказывается, что земля кем-то занята, причём участок находится не в собственности, а в аренде на 49 лет», – отметил Юзбеков. По его данным, эта земля либо используется неэффективно, либо сдана в субаренду.

Сейчас общая площадь земель, находящихся в собственности республики, составляет около 1,8 млн, из них 1,7 млн га – земли отгонного животноводства (152 тыс. га – скотопрогон). «На 1 июня 2014 года Мингосимущества РД заключено 925 договоров аренды земель отгонного животноводства общей площадью 1 054 498 гектаров», – сообщает ведомство.

Если средняя годовая арендная плата за земли отгонного животноводства составляет около 50 рублей за 1 га, то, по нашим подсчётам, в среднем республика получает около 52,7 млн в год от аренды отгонных земель, что в два раза меньше объёма скрытых доходов. Минимизируя объёмы скрытой аренды, Мингосимущества РД удастся пополнить республиканский бюджет на внушительную сумму, а это ни много ни мало 152,7 млн рублей.

Кроме того, по словам министра, в ходе взаимодействия профильного ведомства с правоохранительными органами выявлены случаи задолженностей арендной земли за прошлые годы. Так, сумма задолженности земель достигла более 8 млн 457 тыс. рублей.

Безусловно, данные министерства, особенно в части реального использования отгонных земель и долгов по ним, не могут носить полный и точный характер. Слишком много времени прошло с тех пор, как данная категория земель как минимум использовалась не по прямому назначению. За последние 10 лет отгонное животноводство в Дагестане как отрасль практически вымерло. А земли (кутаны), некогда составлявшие былую животноводческую мощь республики, застроены сотнями посёлков, не имеющих административного статуса. Механизмов решения этих и многих сопутствующих проблем у республиканских властей как в нынешней ситуации, так и на долгосрочную перспективу нет. Возможно, законодателям следовало бы подумать над поиском подобных инструментов, поскольку основная часть земельных конфликтов последних лет (Бабаюртовский, Ногайский, Тарумовский районы) разворачивалась вокруг отгонных площадей.  

Номер газеты