Воля накануне ареста

В четверг, 12 ноября, Советский районный суд Махачкалы на два месяца арестовал бывшего руководителя главного управления ФСИН по Ростовской области Муслима Даххаева. Его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями в период руководства дагестанским управлением ФСИН.

Более всего в этом деле любопытно то, что сегодня, 13 ноября, Муслим Даххаев должен был выйти на свободу, отсидев срок по уголовному делу о разглашении государственной тайны. 

В октябре 2020 года Ростовский областной суд приговорил его к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права занимать должности в органах власти в течение двух лет. 13 ноября срок завершался с учётом времени, проведённого под стражей во время расследования.

Новое уголовное дело на Даххаева было возбуждено в июне этого года Следственным управлением СКР по Дагестану. Его заподозрили в том, что с 2014 по 2015 годы он, используя служебные полномочия, незаконно организовал вывод из колонии-поселения шестерых осуждённых для помощи при строительстве и ремонте своего дома и дома своей матери.

Для охраны осуждённых и общего контроля над работами в домах, считают следователи, Даххаев ещё незаконно освободил от исполнения своих служебных обязанностей двух сотрудников возглавляемого им управления.

Следствие считает, что действия Даххаева подорвали авторитет ФСИН как органа государственной власти и нанесли имущественный ущерб: осуждённым и двум сотрудникам следственного изолятора была выплачена зарплата за счёт федерального бюджета за период, когда они работали в частных интересах.

 

«Полный фарс...»

 

Состоявшийся 12 ноября суд адвокаты Муслима Даххаева Ишреф Абдулаев и Бакри Бакриев считают полным фарсом.

Во-первых, потому что, по их убеждению, нарушено требование ст. 108 УПК РФ: избрание меры пресечения состоялось без участия самого Даххаева в зале суда.

«Я не могу сказать, что это был процесс. Это было издевательство над законами России, над нормами уголовно-процессуального законодательства и разъяснений пленума Верховного суда России. В статье 108-й чётко написано, что обвиняемый, подозреваемый доставляется в зал судебного заседания. У нас этого не было. Даххаев находился за 1000 км – в Ростове. Видео-конференц-связь по регламенту предусматривается, когда уголовное дело судом  рассматривается в обычном порядке для допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемого. А в момент избрания меры пресечения эта процедура ничем не регламентирована», – прокомментировал «ЧК» Абдулаев.

Отметим, судебный процесс начался 6 ноября. В этот день, по словам Абдулаева, они с 5 до 10 часов вечера убеждали судью перенести рассмотрение, так как подзащитный ещё не ознакомлен с делом.

«Он вообще не знает, по какому поводу его вытащили на видео-конференц-связь. Дайте возможность ознакомиться с материалами, представленными в суде. Знакомство с материалами – его законное право!», – убеждали адвокаты судью. 

В итоге заседание было перенесено на 11 ноября, а позже было отложено на 12-е число.

«Согласно уголовно-процессуальному кодексу рассмотрение избрания меры пресечения можно отложить на 72 часа – на трое суток. А он откладывает на пять. Одиннадцатого числа я обращаю внимание судьи на то, что закон гласит: «Когда невозможно избрать  меру пресечения, как предусмотрено нормами уголовно-процессуального кодекса, материал должен быть возвращён следователю и следователь имеет право повторно обратиться». Судья просто не слышит – стена», – обратил внимание Абдулаев на нарушения. 

Кроме того, обращались защитники к судье Михрабу Адзиеву, само преступление датируется 2014 годом, тогда как статьёй 78 УК РФ предусмотрено освобождение от ответственности в связи с истечением срока давности.

«Я говорю: «Вы понимаете, если Даххаев, как бы иронично ни звучало, пойдёт после вашего приговора, постучится в ворота тюрьмы и попросит его задержать, ему ответят: ‘‘Мы не можем, потому что срок давности истёк’’», – передал адвокат происходившее в суде.

Защитники напомнили судье, что Даххаева можно освободить по амнистии, объявленной в России в 2015 году в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.

«Это преступление средней тяжести. Он участник боевых действий, награждён орденом Мужества, около десятка ведомственных медалей, не считая грамот и т. д. В любом случае он подлежит освобождению по амнистии, даже если будет доказано, что Даххаев совершил это преступление. Но не доказано», – отметил адвокат.

«ЧК» поинтересовался, есть ли какие-либо показания, свидетельствующие о причастности подзащитного к инкриминируемому ему преступлению.

«Есть, – отреагировал адвокат, – показания такого рода: «Когда я проходил мимо какого-то дома, я видел, что там работают  осуждённые». Ссылаться на проходящих мимо людей и говорить, что они что-то видели – это абсурд».

Адвокат также ставит под сомнение наличие в собственности у Даххаева каких-либо домов. В Дагестане, узнал защитник, за ним числится одна квартира.

Адвокаты недоумевают, почему так поспешно Даххаева вновь «толкнули в заточение»: «Человек бы освободился, вернулся бы в Дагестан. Потом бы что-то с ним делали. Дайте возможность спокойно вернуться на родину!»

Когда и как Даххаева будут этапировать в Дагестан – адвокаты пока не знают. ]§[

Номер газеты