В поисках капитала гранта

Привычно тихая и спокойная жизнь Общественной палаты Дагестана на этой неделе неожиданно прервалась. В стенах организации во вторник прошло заседание, посвящённое результатам конкурса на гранты РД для физических и юридических лиц.

Ровно месяц назад в «Черновике» был опубликован материал Саиды Вагабовой «Даёшь грант в одни руки» («ЧК» №51 от 26.12.2014 г.), в котором были приведены факты практически беспрецедентной формы раздачи грантов республиканским предпринимателям. 110 млн рублей (!), 85 из которых – деньги, направленные из федерального центра, распределены были на 455 человек.

В материале приводились сведения о прямых или косвенных нарушениях порядка рассмотрения кандидатов на получение грантов, а также их фактического распределения. К примеру, о случаях, когда деньги выдавались не одному конкретному соискателю-победителю, а целым семейным группам. В одном только случае общая сумма денег, выделенных близким родственникам, достигает 1,5 млн рублей. Приводились сведения и о том, что грант в размере 600 тысяч рублей выиграл сын директора Центра развития предпринимательства Дагестана Вагаба Вагабова, Батыр, который, судя по бумаге, собирается активно заняться разведением мелкого рогатого скота. При этом не мог не удивлять принцип ранжирования муниципалитетов, представители которых оказались в списках обладателей грантов. Южный Дагестан – фактическое сельскохозяйственное ядро республики – практически оказался за бортом конкурса, получив всего лишь 3 гранта (2 – Хивский район, 1 – Дербент), не набрав в сумме даже одного миллиона рублей, тогда как один только Кизилюртовский район взрастил аж 52 грантообладателя свыше чем на 11 млн рублей.

Подобные, мягко говоря, парадоксы не могли не вызвать вопросов. И вот, наконец, проснулась Общественная палата республики. Если обычные заседания собирали не более 10 человек, последнее собрало около 40 участников. Среди них были и представители прокуратуры РД, и омбудсмен Уммупазиль Омарова, и, собственно, Вагаб Вагабов, который признал, что сын получил грант, и при этом удивился удивлению сидящих. Пожалуй, единственный, кто принял приглашение на заседание, но не пришёл, – это «спасательный круг» дагестанцев последних полутора лет, уполномоченный главы РД Алибек Алиев. Возмущений во время выступлений было немало, в том числе и тех, кто занимается реальным (а не воздушным) хозяйством (животноводством и растениеводством), собрал весь необходимый пакет документов, участвовал в конкурсе, но в итоге проиграл. Участники заседания сказали и о том, что распределение грантов не обходится и без пресловутых откатов.

Член ОП РД Шамиль Хадулаев: «Тот, кто даёт бездарю грант, прекрасно понимает, что тот бездарь. Соответственно, он ему говорит: «Отожмись». Вот Южный Дагестан бросили совсем. Очень мало людей обращаются в прокуратуру с жалобами по этому поводу, потому что не верят, что что-то будет сделано. Это очень тревожный сигнал. Мы знаем, что работникам УБЭП говорят, чтобы они не проверяли факты выдачи грантов».

По итогам слушаний ОП РД вынесла рекомендации, исполнение которых обещала контролировать. Разумеется, наверняка среди обладателей нынешних грантов есть и вполне заслуженные, но в идеале, на наш взгляд, сейчас должна заработать правоохранительная машина. Прокуратура и МВД просто обязаны проверить, кто и насколько справедливо получил в этом году гранты. Тогда, возможно, удастся выявить и факты откатов, если таковые были. В любом ином случае данный конкурс – это дискредитация действующей власти. В лучшем случае. В худшем – прямое, почти открытое воровство государственных денег. И это только в одном узкоспециализированном секторе… 

Номер газеты