Уважали и верили…

Ни бурные политические процессы, происходящие в республике, ни видимая активизация правоохранительных органов, ни даже священный месяц Рамадан не влияют на оперативную обстановку. Очередное громкое убийство произошло в Махачкале. У своего дома убит известный в республике и за её пределами богослов Ильяс-хаджи Ильясов.

Киллеры, а их, по данным следственных органов, было трое, по всей вероятности, планировали и знали, где и как будут убивать Ильяса-хаджи Ильясова. Чудовищности данному убийству придаёт и то, что богослов был застигнут врасплох в момент, когда собирался ехать в мечеть для совершения ночного намаза. Примерно в 21:50 он едва успел сесть в автомобиль возле своего дома на улице Хизроева, за рулём которого сидел водитель, как рядом притормозила чёрная «Приора». Не исключено, что в ней находились от трёх до четырёх человек. Стреляли почти в упор из трёх стволов. Наверняка. Предположительно из двух пистолетов и одного дробовика. Киллеры были в масках, но, как свидетельствуют немногочисленные очевидцы, делали своё чёрное дело не спеша. 66-летний Ильяс-хаджи погиб почти мгновенно, поскольку в него попало более десятка пуль. Большинство в область груди и голову. Водитель Шамиль Ахмедов также оказался на линии огня, с тяжёлыми ранениями он доставлен в больницу. Из-за выявленной позднее серьёзной травмы печени он пока не в состоянии давать показания.

Помимо возбуждённого по трём статьям УК РФ уголовного дела, а также предположения, что Ильясова могли убить из-за его религиозной деятельности, следственные органы пока ничего не говорят. При этом анонимный источник в СУ СК по республике сделал вброс в многочисленные электронные СМИ о том, что якобы в адрес богослова неоднократно поступали угрозы. Другие источники упорно муссируют слухи о том, что Ильясов пал жертвой своих же политических амбиций. Но прежде чем даже подумать о каких-либо версиях и предположениях, нужно хотя бы немного знать самого Ильяса-хаджи Ильясова.

 

Посредник мира

 

Те, кто хотя бы раз встречался или становился очевидцем его выступлений на публичных мероприятиях, не могли не заметить несколько ярких качеств Ильясова: чрезвычайно высокий уровень ораторского мастерства, начитанность, грамотное, краткое изложение мыслей и, конечно, смелая, отчеканенная прямота в словах. Он был довольно частым участником разных публичных мероприятий: митингов, круглых столов, совещаний и так далее.  Говорил, а самое главное, умел говорить практически на любые темы, в том числе весьма далёкие от религии. Как правило, Ильясов в каждом выступлении, помимо основной повестки дня, призывал все дагестанские сословия к единению и миру. Будучи глубоко религиозным человеком, он тем не менее умел находить абсолютную середину в разразившемся в последние годы противостоянии двух конфессий – суфийского течения ислама и салафитского, хотя и являлся шейхом накшбандийского (суфийская ветвь) тариката. Основным посылом Ильясова был мир, невзирая на религиозную приверженность и абсолютное неприятие вооружённого противостояния, в какой бы форме оно не выражалось. По всей видимости, именно из-за этой гражданской позиции богослова, ему открывали двери практически любых властных кабинетов. Неоднократно в составе разных делегаций участвовал при разговорах с прежним главой республики. По сути являлся устоявшимся маслиатчиком. Ему верили. Уважали. Прислушивались.

Следовательно, исходя из вышесказанного, у него вполне могли быть как союзники и друзья, так и недоброжелатели, говоря сухим языком, те, кому выгодна постоянная дестабилизация в республике.  

«Черновик» намеренно не даёт пока каких-либо версий убийства Ильясова, понимая, что любое неверно интерпретированное слово может не только помешать следственным действиям, но и ухудшить и без того сложную обстановку. Однако в одном из ближайших выпусков мы вернёмся к ходу расследования и данного убийства, и ранее совершённых громких покушений, в том числе на нашего коллегу Ахмеднаби Ахмеднабиева.

Однако здесь нельзя не сказать о другом. Кривая криминогенных событий в республике, хоть в целом пошла на убыль, но имеет ярко выраженную тенденцию к росту. На этой неделе в Дагестан вернулись и подзабытые методы вооружённого противостояния. В течение одной ночи, 4 августа, в Махачкале прогремели два взрыва: оба были у магазинов, торгующих спиртными напитками. В первом случае бомба взорвалась в круглосуточном магазине «24 часа» на углу улиц Ярагского и Котрова. Помещение почти полностью выгорело, ранения получили около полутора десятков человек, в том числе двое сотрудников магазина и случайные прохожие. Второй взрыв должен был снести магазин «Кристалл» на проспекте Шамиля, однако сработал только детонатор. На следующий день в Хасавюрте совершено покушение на заместителя начальника юридического отдела горадминистрации Исмаила Дадаева: неизвестные на автомобиле ВАЗ-2109 открыли огонь по автомобилю чиновника из пистолета. Дадаев получил ранение в плечо. Как нам сообщили в Следственном управлении СК по республике, покушение, скорее всего, было связано с тем, что у чиновника ранее вымогали деньги, а он отказался платить.

Чрезвычайно сложная ситуация сохраняется и в другом городе – Буйнакске. Напомним, на прошлой неделе в городской отдел полиции было доставлено около 20 молодых людей. Они утверждали, что их без объяснения причин задержали вооружённые люди в масках и камуфляжной форме и привезли в отдел, где большинство задержанных продержали без объяснений причин до обеда следующего дня. Как нам стало известно, в последующие дни необъяснимые задержания буйнакских ребят продолжились. Только в один день в горотдел были доставлены более 50 человек. Причём, рассказывают очевидцы, силовики забирали молодых людей, будучи уверенными, что они салафиты, а в итоге те оказались представителями суфийского течения. (Подробный анализ обстановки в Буйнакске читайте в следующем номере «ЧК».)

 

Уже налицо

 

Теперь практически очевидно, что одними словами о нормализации ситуацию в республике не решить. Так же как и не решить посредством репрессивно-силовых акций, подобных буйнакским. На пороге главного политического события года обострение обстановки уж точно не на руку действующему пока руководству региона. Ответ за дальнейшее ухудшение придётся держать, в первую очередь, перед Москвой, что тревожно, во вторую – перед населением республики, которое как никогда ждёт наступления спокойных времён, а не привычных огнестрельно-взрывных.

Врио главы РД Рамазан Абдулатипов, находясь в ночь убийства в Москве, дал такой комментарий: «Эти люди либо фанатики, либо люди, подкупленные международными террористическими центрами. Либо же они делают свой грязный кровавый бизнес, прикрываясь какими-то идеями. Убийство Ильясова не останется безнаказанным».

Номер газеты