Суд после драки

В минувшую пятницу, 12 апреля, в результате потасовки в селе Орта-Тюбе Ногайского района Дагестана суд арестовал 9 местных жителей на сроки от 3 до 10 дней. Жалобу в правоохранительные органы подал тракторист, которому сельчане не давали работать на земле, сданной в аренду, по их мнению, с нарушениями.

Конфликт, по разным данным, начался после того, как несколько жителей села потребовали от тракториста остановить работы, а получив отказ, избили его. К обеду в село приехали сотрудники полиции и попытались задержать участников инцидента, но односельчане, в том числе и женщины, воспрепятствовали этому. Тем не менее 9 человек были задержаны. На следующий день Ногайский районный суд принял решение об их административном аресте.

«Когда тракторист вышел в поле для вспахивания земли, четверо молодых людей напали на пожилого человека, разбили окно трактора и избили тракториста. Мужчина после побоев направился в отдел полиции и написал заявление», – сообщили 13 апреля в пресс-службе МВД по РД.

Оказалось, что причиной массовой потасовки стал земельный конфликт, который длится уже два года. По словам жителя села, юриста по земельным спорам Темирлана Картакаева, конфликт в Орта-Тюбе – это локальный спор. «Речь идёт о пашенных землях, находящихся в собственности муниципалитета. Когда начали закрываться колхозы и совхозы, находившиеся в их пользовании земли были переданы в аренду определённым частным лицам. В Орта-Тюбе основная часть населения  даже не знала, кому эти земли раздаются. В основном арендаторы – это близкие родственники чиновников и люди, которые имели доступ к этим чиновникам и другим ресурсам. Причём почти все они не являются жителями этого села.  Каждый из них получил от нескольких сотен гектаров до нескольких тысяч. Сейчас жители села просят перераспределить земли и выделить каждому двору какую-то часть. Я также согласен с тем, что арендаторы должны собраться и какую-то процентную часть передать жителям, и не на условиях субаренды, а на основании новых договоров аренды между сельским поселением и жителями», – рассказал «ЧК» Картакаев.

Вопрос земель отгонного животноводства, по его словам, также упирается в социально-экономические проблемы в районе. «Земли находятся на территории района, собственник – правительство Дагестана, а арендаторы – фермеры из горных районов. Республика никак не может признать данностью исчезновение единой централизованной системы отгонного животноводства и фактически осуществляет преимущественное субсидирование небольшой группы коммерческих предприятий, конечные выгодоприобретатели которых неизвестны», –  считает юрист. Он считает, что проблема земель отгонного животноводства с распределением этих пастбищ для других районов республики породила  неконтролируемую внутреннюю миграцию и привела к экологической катастрофе.

«Арендаторы нарушают экологические нормы, происходит опустынивание этих земель, арендные платежи выплачиваются, минуя муниципалитет. В результате социально-экономических проблем в районе практически половина населения выехала за его пределы и живёт на Севере.

Ногайский район занимает первое место в Дагестане по оттоку жителей. Жители села обращались во все надзорные и правоохранительные инстанции, но конфликт не разрешён», – добавил Картакаев. ]§[

Номер газеты