Смертельная вежливость

Под вечер 1 мая (приблизительно в 18:00) в махачкалинском ресторане «Гамбит» произошла перестрелка. В результате четыре человека было убито, а пять с различными ранениями госпитализированы. Резонанс случившемуся придал тот факт, что в перестрелке столкнулись влиятельные выходцы из с. Хаджалмахи, работающие в силовых структурах, и друзья руководителя ОПФР Дагестана Сагида Муртазалиева.

В тот день начальник контрольно-ревизионного отдела ОПФР по Дагестану Мусалав Омаров приехал в ресторан на встречу со своими товарищами. Заглянув в одну из кабинок и увидев, что в ней находятся не его друзья, он произнёс: «Извините, ошибся». Как оказалось, в кабинке сидели начальник Левашинского МРЭО Шамиль Тааев, его братья Гаджимурад и Омар, парень по имени Расул (экс-начальник охраны уроженца Хаджалмахи, экс-начальника УВД Махачкалы Али Ахмедова) и их знакомая девушка. В ответ грубо (как показалось Омарову) прозвучало: «Больше так не ошибайся!» Такой обмен «вежливостями» перерос в потасовку, в результате которой обе стороны стали вызывать подкрепление, а затем – в перестрелку во дворе ресторана.

Установлено, что выстрелы прозвучали тогда, когда Омаров в сопровождении товарищей и охраны выходил из «Гамбита». Пока не известно, кто первым открыл огонь, называют в качестве стрелка как Расула, так и Омарова. Тем не менее Омаров был ранен в ногу и упал. Его охранник открыл ответный огонь, но был убит. После беспорядочной стрельбы оказалось, что убиты Шамиль (утверждают, что он при себе имел два пистолета: АПС и «Глок») и Омар Тааевы, а также Расул. Ранения получили Гаджимурад Тааев и девушка. Ранеными оказались (помимо Мусалава Омарова) и двое ребят из группы поддержки Омарова.

 

Продолжение

 

Пострадавшие были доставлены в Республиканский ортопедо-травматологический центр (РОТЦ), который находится в паре десятков метров от ресторана. На место прибыли представители силовых структур, начался осмотр места происшествия и прочие следственные действия, но история наша имела продолжение уже в стенах медицинского учреждения.

У РОТЦ стали собираться близкие погибшего Тааева. (По некоторым данным, там был замечен и экс-начальник УВД Махачкалы Ахмедов.) Некоторые из них, по данным «ЧК», чуть ли не штурмом стали брать помещение, в котором оказывалась первая помощь Мусалаву Омарову. Очередного кровопролития удалось избежать только чудом: инцидент завершился тем, что лица, посягавшие на раненого, отступили.

 

Версии

 

Практически сразу, как только новость оказалась на лентах новостных агентств, стали появляться версии случившегося. В официальную версию в интернет-пространстве верилось с трудом, так как исключалась вероятность, что две брутальные силы могут случайно столкнуться и пострелять друг друга из-за одного сказанного не с той интонацией слова.

Первой появилась версия о том, что команда Сагида Муртазалиева сводит счёты с представителями команды экс-мэра Махачкалы Саида Амирова. Мусалаву Омарову напомнили тот факт, что он был привлечён в качестве одного из основных свидетелей по уголовному делу, возбуждённому в отношении Амирова. Омаров подтвердил на суде, а затем на следствии, что экс-прокурорский работник Магомед Абдулгалимов (по прозвищу Колхозник) в середине 2012 года рассказал ему о поручении Амирова приобрести переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК). Как впоследствии выяснилось (согласно официальной версии), ПЗРК предназначался для совершения покушения на жизнь Сагида Муртазалиева. Основной аргумент в пользу того, что Тааевы – люди Амирова, заключался лишь в том, что они уроженцы Левашинского района. Но эта версия быстро перестала рассматриваться как реальная.

Следующая версия конфликта – спор из-за денег, вложенных в финансовые пирамиды – объясняет, почему нельзя было считать хаджалмахинцев людьми Амирова. Хаджалмахи – влиятельное даргинское село (а также ставший частью этого села населённый пункт Ташкапур) – прочно ассоциируется у населения Дагестана с названиями финансовых пирамид и «Валюткой» – частью улицы Ярагского в Махачкале, где идёт активная торговля валютой и находятся ломбарды.

Хаджалмахинская община в столице республики довольно сплочённая, и в случае необходимости она способна быстро собраться для решения или участия в каких-либо конфликтных ситуациях. Община имеет несколько влиятельных центров и дружила с Амировым только тогда, когда ей это было выгодно. Село благодаря своим влиятельным выходцам относительно самостоятельное: его контролируют не столько силы правопорядка, сколько народные дружины, вооружённые стрелковым оружием. На слуху случай, когда машина с сотрудниками федеральных органов власти за отказ водителя представить дружиннику документы была обстреляна, а водитель впоследствии скончался от ран.

До сих пор точно не известно, сколько денег утонуло в финансовых пирамидах, создателями которых являются уроженцы Ташкапура и Хаджалмахи. По разным данным, сумма достигает нескольких миллиардов рублей. Говоря народным языком, сторонники этой версии предположили, что ребята Сагида пошли выбивать чьи-то деньги у хаджалов…

 

Вывод

 

По данному факту Следственное управление СКР по Дагестану возбудило уголовное дело по признакам преступлений, преду-смотренных п. «а», «е», «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство двух или более лиц, совершённое группой лиц общеопасным способом»), ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия»). В рамках следствия задержаны 5 человек, с места преступления изъяты автомат и пистолет. Скорее всего (это оценочное суждение автора), следствие завершится ничем, по гибэдэдэшной традиции нарушение спишут на погибших. Важным является то, какое последствие вызовет произошедшее. По данным «ЧК», стороны конфликта пришли к маслиату и выразили друг другу соболезнования. (Первым в ночь происшествия соболезнования родственникам всех погибших выразил Сагид Муртазалиев.)

Тем не менее инцидент весьма показателен и характерен для нашей республики. Несмотря на все заверения нынешнего руководства Дагестана о преодолении, победе над бандитизмом и преступностью (кои, как считает глава РД Рамазан Абдулатипов, до его прихода были повсеместно), реальность куда прозаичнее. На самом деле ни оружия в руках населения, ни желающих его использовать при первом удобном случае меньше не стало. Напротив, после выведения из политической игры наиболее влиятельнейших и харизматичных фигур некогда конкурировавшие с ними силы встали на новый уровень, не только сохранив прежние позиции, но и где-то преумножив их вследствие отсутствия конкурента.  

Номер газеты