Сложные повороты языка

Очередная сессия Народного собрания Дагестана, прошедшая в минувший четверг, была богатой на выступления и заявления. Спустя неделю после выхода в эфир передачи «Поединок», в которой Владимир Жириновский выступил против внутренней миграции жителей Северного Кавказа и предложил ограничить в регионе рождаемость, а также «оградить территорию Кавказа колючей проволокой», последовала реакция дагестанских депутатов.

Прежде чем перейти к рассмотрению повестки заседания, по традиции высказались представители фракций политических партий, представленных в парламенте. Когда депутат от КПРФ выступал с речью о детской преступности, наркомании и беспризорности (предложил создать в республике специализированное закрытое учреждение по типу интерната для трудных подростков), казалось, что о Жириновском парламентарии так и не вспомнят. Однако второй представитель КПРФ, депутат Магомед Магомедов, воспользовавшись оставшимся у фракции временем на выступление, сконцентрировал внимание собравшихся вокруг высказываний лидера ЛДПР.

По его словам, в заявлениях Жириновского виновата как российская, так и дагестанская власти, которые своевременно не реагируют на подобные выступления.

«Жириновский наносит больше вреда, чем теракты. Таких людей провоцируем и мы, когда отмечаем сомнительные даты типа Гюлистанского мирного договора, который был заключён между двумя агрессорами: Ираном и Российской империей», – заявил Магомедов.

Депутат от «Патриотов России», Фикрет Раджабов, предложил властям инициировать в отношении Жириновского уголовное дело по статье «Возбуждение ненависти либо вражды между народами Российской Федерации» УК РФ. Его поддержал и представитель «Справедливой России», призвав также власти Дагестана способствовать предотвращению притеснений дагестанцев, таких, например, как в Бирюлёво.

Депутат от «Единой России» лишь вскользь коснулся данной темы, заявив, что «выступление Жириновского разрушает и так хрупкий межнациональный мир», а «его высказываниям надо дать правовую и моральную оценку».

Больше внимания единоросс уделил транспортной проблеме Махачкалы, где, на его взгляд, возросшее количество автотранспорта способствует увеличению числа транспортных преступлений, и предложил сократить численность маршрутных такси в городе до 2 тысяч.

Не остался в стороне от темы антикавказских высказываний Жириновского и глава республики Рамазан Абдулатипов, заявивший, что национальные сепаратисты и террористы работают весьма слаженно в России.

«Если кто-то этого не видит, то это близорукая позиция… Мне обидно даже не за нас, дагестанцев. Мы многое претерпели в последнее время. Мне больно за русский народ. Если у русского народа есть такие защитники, как Жириновский, это говорит о глубокой трагедии народа», – высказался Абдулатипов, отметив, что национальной политикой в России в последние годы ошибочно считается политика по обустройству национальных меньшинств.

«Пока русский народ не будет обустроен, национальные проблемы будут», – констатировал глава Дагестана, добавив, что когда он увидел ситуацию в Дагестане, то понял, что в России говорят только о 10% негатива, который на самом деле есть в республике.

В завершение обсуждений депутаты приняли обращение на имя Владимира Путина, Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина с просьбой лишить Жириновского должности заместителя председателя Госдумы, а также депутатского мандата.

Покончив со столь острой темой, депутаты перешли к рассмотрению остальных вопросов. Среди них, в частности, назначение нового руководителя Счётной палаты Дагестана (напомним, бывший глава СП РД Малик Баглиев пересел в кресло министра труда и социального развития республики), а также прекращение полномочий четырёх парламентариев, в том числе вице­спикера Николая Алчиева.

Новым руководителем Cчётной палаты республики практически единогласно (81 – за, 1 – против) был избран Билал Джахбаров, десять лет проработавший на разных должностях в Нацбанке Дагестана. Джахбаров заверил депутатов, что направит работу Счётной палаты в русло тесного взаимодействия с правоохранительными органами, а также контроля над реализацией в Дагестане государственных программ.

Что касается ухода со своих депутатских постов четырёх парламентариев, то двое из них (Марина Абрамкина и Вахмурад Курчаев) сделали это вынужденно, в связи с переходом на другую работу (Абрамкина – глава Тарумовского района, Курчаев – руководитель Комитета по ветеринарии), а двое (Игорь Яковлев и Николай Алчиев) – добровольно.

Добравшись до вопроса о лишении депутатских полномочий Алчиева, спикер НС РД Хизри Шихсаидов произнес: «Язык не поворачивается, но надо говорить». Охарактеризовав Алчиева как патриота своей республики, хорошо справляющегося с работой, Шихсаидов добавил, что ему уже подыскивают «более интересную и ответственную работу». Сам Николай Алчиев попытался объяснить своё заявление об уходе состоянием здоровья, временными затратами на дорогу от Дербента до Махачкалы и обратно, тем, что супруга не хочет переезжать в Махачкалу и что пора уступать дорогу молодёжи. Однако во всё сказанное парламентарием верилось с трудом.

Пожалуй, самым любопытным из принимаемых законов стал утверждённый в первом чтении (74 депутата за, 1 – против, 1 – воздержался) законопроект «О гарантиях высшему должностному лицу РД, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Согласно ему, главе республики после прекращения полномочий пожизненно предоставляется госохрана, спецсвязь и транспортное обслуживание, его жизнь и здоровье страхуется за счёт бюджета, за ним и членами его семьи сохраняется то же медицинское обслуживание, которое было им предоставлено в бытность его руководителем Дагестана.

Экс­глава республики раз в год бесплатно сможет отправиться на санаторно­курортное лечение (а члены его семьи получат льготные путёвки). Также глава республики, ушедший со своего поста, имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% суммы месячного денежного вознаграждения высшего должностного лица республики. Эта выплата предоставляется только в случае, если бывший руководитель Дагестана больше не занимает государственную или муниципальную должность.

Несмотря на то, что данный закон вступит в силу после принятия его во втором чтении и официального опубликования, пункт о размере ежемесячного пожизненного содержания распространяется «на правоотношения, возникшие с 20 февраля 2010 года». Это значит, что пожизненное содержание коснётся и Муху Алиева, срок полномочий которого на посту президента РД истёк как раз в этот день. Применим этот пункт и в отношении экс­президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, в случае если он уйдёт с занимаемой им сейчас должности.  

Номер газеты