[ Ржавчина на безопасности ]

Попытка первых лиц республики направить работу Дагестанской таможни в законное русло обнажила слабые места этого органа и дала понять, что без взяток работать не так-то просто.

2 марта мы выехали на пункт пропуска «Яраг-Казмаляр». Там, у КПП, в ожидании своей очереди скопилось более 50 многотонных фур. На вопрос «Давно здесь стоите?» водитель «вольво» Александр ответил, что уже вторые сутки. Он везёт пестициды из Украины, и, так как груз является опасным, его перевели в первую пятёрку очереди, но с 5 утра грузовики не продвинулись ни на сантиметр. А сотрудник дагестанской транспортной компании «Альфа­Транс» Али Ибрагимов рассказал корреспонденту «ЧК», что многокилометровые очереди на нашей таможне – ситуация вполне обыденная. Он также стоит здесь с 1 марта и не уверен, что сегодня пересечёт границу. По мнению Али, ситуация на азербайджанской и иранской границах прямо противоположная: у них действует принцип одного окна. И вся процедура прохождения таможенного оформления занимает не более 20–30 минут, если, конечно, вдруг не «зависнет» компьютер, потому что здесь и не такое случается. Если на КПП «Яраг-Казмаляр» при благоприятных обстоятельствах за сутки проходит около 30 грузовиков, то на иранской границе Азербайджана эта цифра выше в 10 раз. И здесь (в Дагестане) можно ускорить этот процесс, продолжает Али, если заплатить посредникам или напрямую таможенникам $ 100. «Но я намеренно не хочу приучать их к этому, ведь потом всё это скажется на моих издержках», – говорит Али.

К беседе присоединяются два водителя – Ахмед Мухтаров и Али Садыков – граждане Азербайджана. Они жалуются, что такой дезорганизованной работы таможни они больше нигде не встречали: «Ну, посуди сам, сынок, – говорили они. Мы здесь вторые сутки в кабине безвылазно! Неужели ваше правительство не знает о том, что здесь творится?!»

Анонимный источник в таможне, разъясняя ситуацию на пограничном пункте пропуска «Яраг-Казмаляр», отметил, что главная причина даже не в том, что коррупционная составляющая доминирует в работе таможни, а в том, что техническое состояние КПП давно не отвечает современным требованиям. «Золотой мост» уже ржавеет, а его реконструкцией и расширением никто не занимается. Хотя определён и заказчик – Росграница, – который должен заняться техническим перевооружением и обустройством данного пункта пропуска.

 

Комментарий «ЧК»

По информации «ЧК», существующая дезорганизация в работе таможни вызвана тем, что орган подвергся проверкам по указанию президента и первого вице­-премьера РД. На участке дороги между Дербентом и Избербашем были выставлены мобильные посты, состоящие из сотрудников УСБ МВД, ФСБ и таможни. Они останавливали прошедшие таможенный контроль фуры, находили нарушения в документах таможенного контроля, а затем выясняли, какой конкретно сотрудник пропустил этот груз. Сообщается о пяти задержанных сотрудниках таможни. Эти проверки вынудили таможенников скорректировать свою деятельность в соответствии с законом. И тут выяснилось, что реальная пропускная способность поста значительно ниже той, что была при взятках.

Нынешний процесс – это первая акция практической помощи главе дагестанской таможни Руслану Яхъяеву,которая, в случае отрицательного результата, даст повод для кадровых решений. Эта чистка поддерживается в Москве на всех уровнях, так как дагестанская граница является стратегически важным объектом, обеспечивающим безопасность государства.  

Номер газеты