Пришли за прихожанами

16 января в селе Учкент (Кумтор-калинского района) после пятничного намаза были задержаны прихожане мечети (46 человек) и доставлены в местный ОВД в Коркмаскале.

Как свидетельствуют очевидцы, мечеть полностью блокировали вооружённые полицейские в масках (около 30 человек), а некоторые были с собаками. При выходе из мечети всех снимали на видеокамеру. По словам людей, прихожан, тех, кто выходил из здания, включая стариков, насильно заталкивали в автобус. В ОВД всех завели в актовый зал, а оттуда по очереди вызывали на допрос, после которого у них сняли отпечатки пальцев. «А сотрудник по имени Шамиль взял из пальца нескольких задержанных кровь (скорее всего, для базы данных ДНК-анализа – «ЧК»)», – рассказывают прихожане.

Далее, продолжают задержанные, им давали готовый текст и заставляли читать вслух, а один из сотрудников снимал всё происходящее на видео, мотивируя это необходимостью сохранения голосовых данных. Послеполуденный, закатный и вечерний намаз задержанные совершали в актовом зале – кто на столе, кто на креслах. «Мы вообще не понимаем, что происходит. Забрали 46 человек, обещали за полчаса оформить всё необходимое и отвезти обратно. Но нас продержали до ночи. Потом мы, кто на чём, добирались домой», – говорит один из задержанных.

По словам одного из очевидцев, Магомедсаида Газимагомедова, начальник местной полиции, майор Бадрутдин Юсупов сказал, что есть приказ сверху закрыть мечеть, если прихожане из так называемой салафитской мечети не будут совершать джума-намаз в другой – суфийской: «Он даже сказал, что скоро отправит своих работников для обыска мечети и других каких-то процедур». Газимагомедов также сообщил, что ранее местные прихожане подвергались подобной проверке, их даже задерживали, но такого, чтобы людей силой забирали прямо с места поклонения, не было. По нашим сведениям, на протяжении последних семи дней имам салафитской мечети и несколько прихожан предпринимали попытки уладить данную ситуацию, но пока безрезультатно.

Паства полагает, что данный инцидент может быть связан со сменой имама в суфийской мечети. Он был назначен Духовным управлением мусульман Дагестана, после того как прежний имам отстранился от религиозно-проповеднической деятельности, случайно попав в неприятный инцидент, приведший к гибели человека.

Однако, на наш взгляд, в подобных акциях правоохранительных органов во время пятничных молитв (а это далеко не единичный случай) усматривается другой мотив. Главный, основополагающий, доминирующий над всеми остальными. Предельно очевидно, что ни к одному задержанному у силовых структур нет конкретных претензий. Иначе они просто не ходили бы свободно по этой земле. Подобные рейды, наскоки хоть периодически и накаляют обстановку на местах, но вполне успешно генерируют мнение о том, что в республике ведётся настоящая борьба и противодействие экстремизму. А раз есть списки «неблагонадёжных», подкреплённые плодами оперативной суеты – дактилоскопией и даже банком ДНК, то всегда будет оправдание и поддержка сверху. Пока результатами этой мнимой борьбы довольны, к сожалению, в том числе и в Кремле…  

Номер газеты