Приговор имаму

В понедельник, 24 октября, Северо-Кавказский военный окружной суд приговорил имама «Восточной» мечети Хасавюрта Магомеднаби Магомедова к пяти годам заключения. Его защита уверена, что приговор не «устоится» в Верховном суде России.

Задержанию имама и возбуждению против него уголовного дела предшествовали события начала февраля прошлого года в Хасавюрте. Напомним, 1 февраля около пяти тысяч прихожан устроили протестный марш от «Восточной» мечети города до здания администрации с требованием вернуть ключи от другой, «Северной» мечети, закрытой сотрудниками полиции. Аналогичные требования высказывал и Магомеднаби Магомедов.

Уголовное дело было заведено после «профилактических мероприятий», проведённых 8 апреля. В тот день после пятничной молитвы к «Восточной» мечети внезапно явились сотрудники полиции и задержали около десяти человек. Позднее сотрудники Центра по противодействию экстремизму задержали и самого имама. На него завели уголовное дело по двум статьям –  ч.1 ст.205.2 УК РФ (публичные призывы к терроризму или его оправдание) и ч.1 ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды). По версии следствия, 6 февраля на проповеди имам выступил с речью, содержащей публичное оправдание терроризма. Запись проповеди в последующем стала единственной уликой в суде против имама. Экспертизу аудиофайла с проповедью проводила эксперт отдела криминалистики СУ СК РФ по Дагестану Динара Аджаматова. По словам адвоката Магомедова, Дагира Хасавова, в выводах она вышла за рамки своей компетенции. Адвокат привёл в пример разбор экспертом слов имама: «Этим людям (тем, кто закрыл мечеть) перед Аллахом есть униженное наказание. Эти люди будут унижены в Судный день». Эксперт пишет: «В значениях анализируемых слов актуализируется негативная тема борьбы, уничтожения, искоренения… поэтому описываемые действия являются враждебными».

«В своей экспертизе она постоянно домысливает. Она сделала правовой вывод, то есть посягнула на площадку судьи, следователя и прокурора. Она дала юридическую оценку. Эксперты должны танцевать вокруг слов, а она обвинила его в совершении преступления», –  считает адвокат. По его мнению, стоит учесть, что эксперт работает в следственном комитете, то есть там, где предъявили обвинение Магомедову. Защита ходатайствовала о признании экспертизы ненадлежащим доказательством, но решения по нему суд так и не озвучил. Помимо экспертизы обвинение опиралось на засекреченных свидетелей, которым по непонятным причинам не понравилась проповедь.

В итоге суд признал имама виновным и назначил ему пять лет в колонии общего режима. Отметим, что прокурор просил для имама пять лет в колонии-поселении и после отбывания наказания запретить два года заниматься религиозной деятельностью. Суд это ему не запретил. Хасавов считает, что это своеобразный жест в сторону защиты, чтобы смягчить её реакцию.

На приговор будет подана апелляционная жалоба в Верховный суд РФ. Защита надеется на полное оправдание подзащитного. Приговор, по её мнению, отменят хотя бы из-за процессуальных нарушений (к примеру, Магомедову вручили неполный текст обвинительного заключения, в котором не хватало 14 страниц). В худшем случае дело отправят на доследование прокурору. ]§[

Номер газеты