Политика, спорт и истерика

10 июня решением Верховного суда Калмыкии Саид Османов, подозреваемый в осквернении статуи Будды (религиозных чувств верующих), был освобождён из-под стражи, но в тот же день – повторно задержан по более тяжкому обвинению.

Происходившее в Элисте в день заседания Верховного суда больше напоминало костюмированное представление с элементами шпионского триллера, чем обычные процессуальные действия.

Следствие, длившееся почти полтора месяца, по большому счёту, не смогло доказать ничего – ни того, что Саид Османов ударил ногой статую Будды, ни тем более измышлённого факта справления естественной нужды на изваяние. Общественная ажитация на фоне подозрений в чрезмерной политизации этой истории, по всей видимости, не могла не повлиять на мнение и итоговое решение калмыцкого Верхсуда, который если и не оправдал полностью Османова, то посчитал, что он может дожидаться результатов следствия вне стен изолятора. Османов был освобождён под залог 150 тысяч рублей. Однако постановление об освобождении так и не попало в руки обвиняемого и его адвокатов. Как свидетельствует один из них, Мурад Велиханов, сразу после решения суда началось необъяснимое: «Перед освобождением Саида отключили свет в СИЗО и сказали, что двери заблокированы и надо ждать электричества. (Хотя в подобных режимных объектах уже давно имеется автономное питание – «ЧК».) К этому времени к изолятору стали съезжаться автомобили с непонятными людьми, в том числе сотрудники правоохранительных органов Калмыкии. Также там был наш земляк – дагестанец, представившийся сотрудником МВД Калмыкии, полковником Центра по борьбе с экстремизмом. Он сказал, что хочет сопровождать семью Саида до границы с Дагестаном в целях безопасности. Затем  у ворот изолятора Саида выкрали варварским способом на более чем 10 автомобилях. Нашу машину заблокировали несколько автомобилей, в том числе полицейские, не дав следовать за ними».

В тот же день Османов был повторно задержан в порядке ст. 91 УПК РФ, ему тут же предъявили обвинение по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды по признакам расы и национальности») и поместили в камеру до 2 июля.

Примечательно, что Верхсуд Калмыкии в тот же день вынес частные постановления в связи с нарушениями закона в адрес судьи и следователя.

 

Чистая политика

 

Тем временем, в субботу, 11 июня, в редакции «Черновика» прошёл круглый стол с участием представителей официальной власти, духовенства и общественности. Поводом для мероприятия стало вчерашнее повторное задержание Османова.

По словам начальника Управления Администрации Главы и Правительства РД по информационной политике Зубайру Зубайруева, сейчас идут активные переговоры руководства республики на предмет переноса рассмотрения уголовного дела в отношении Османова за пределы Калмыкии, и, как он пояснил, в ближайшее время вопрос должен быть решён положительно: «Планировалась поездка дагестанской делегации с целью уточнить причины продления срока содержания Османова под арестом. Но случилось то, что случилось. Мы благодарны Верховному суду Калмыкии, который освободил его из-под стражи, но, к сожалению, его опять задержали. Руководство Дагестана со вчерашнего вечера ведёт переговоры о переносе рассмотрения этого дела в другой регион. Думаю, в течение нескольких дней вопрос будет решён, это устроит все стороны».

Однако часть участников круглого стола считает, что происходящее с дагестанским спортсменом – это чистая политика, которую ведёт калмыцкая сторона. «Здесь нет вообще юридического момента. Здесь есть только политика. Калмыки сами разжигают межнациональную рознь при полной отстранённости дагестанского руководства. Если бы вместо Османова был задержан сын какого-нибудь чиновника, то они пупок себе порвали бы, но вывезли бы из Калмыкии. Наше руководство должно проявить волю. Пусть выходят через полпредство, через администрацию президента России, но пусть скорее передают дело в ЮФО», – сказал руководитель НКО «Толеранс» Абсалютдин Мурзаев.

Его коллеги не скрывали эмоций, связанных, как они уверены, с бездействием властей Дагестана. «Пусть глава республики выступит хоть раз перед народом, пусть успокоит людей. Они что, не видят, что идёт брожение в обществе, ситуация нагнетается?» – интересовался другой участник мероприятия.

Заместитель муфтия РД Мухаммадрасул Саадуев пояснил, что Духовное управление мусульман Дагестана находится в тесном контакте с представителями религиозных кругов Калмыкии, которые, по его словам, готовы оказать помощь в урегулировании ситуации.

В заключение было принято решение о проведении в ближайший четверг более масштабного круглого стола в Общественной палате РД. Об этом заявил член ОП РД Шамиль Хадулаев. «Одновременно мы подаём заявку-уведомление о проведении митинга общественности республики, – сказал он. – И если не будет каких-либо положительных сдвигов в данном вопросе, то проведём общереспубликанский митинг».

Зубайруев добавил, что поддержит данную акцию, если она пройдёт в рамках закона...

 

Вместо вывода...

 

После этих событий общественность пришла в ещё большее недоумение и задаётся одним вопросом: кому нужна эта истерика вокруг простого парня, который только и совершил, что позволил себе нецензурно выразиться в Интернете? Среди версий есть несколько пусть и не фундаментальных, но, возможно, пока доминирующих. Если исходить из первой версии-предположения, то, на наш взгляд, правоохранительные органы Калмыкии весьма болезненно восприняли то, с каким «шумом» к делу подключились московские адвокаты Асад Джабиров и Мурад Кахриманов (вокруг дела Саида Османова они развернули настоящий фронт в социальных сетях – «ЧК»), и могли решиться на обострение.

Согласно второй версии, калмыцкие следователи действительно не ставили перед собой цели развивать претензии к Османову, тем более что подавляющее большинство простых калмыков, как нам известно, также не испытывает к нашему спортсмену агрессии и неприязни. К тому же веское слово в поддержку Османова прозвучало из Москвы. Депутат Государственной думы РФ Ризван Курбанов 7 июня лично поручился за его правомерное поведение. В письме на имя председателя Верхсуда Калмыкии Валерия Петренко Курбанов написал, что ручается за надлежащее поведение Саида Османова, гарантирует, что он будет являться по вызову лица, проводящего расследование, прокурора или суда в указанный срок, а также иным способом не препятствовать производству по уголовному делу.

Однако именно этот факт мог стать ключевым в дальнейшей судьбе Османова. По нашим данным, руководство Дагестана, крайне раздражённое вмешательством депутата, попросило калмыцкие власти об услуге – попридержать спортсмена ещё некоторое время в заключении. Эта версия, разумеется, не претендует на событийную достоверность, но вполне может объяснить ту истеричную суету в день ожидаемого освобождения Османова. Она же (версия), возможно, объясняет и то, что парень, никогда в жизни не имевший проблем с законом, сидит в СИЗО только за то, за что, в принципе, можно было бы посадить полстраны, а то и больше. ]§[

Номер газеты