Подлить в огонь

Последняя неделя мая в Бабаюрте выдалась необычайно жаркой. Здесь обострилась территориально-имущественная проблема, следствием которой стал массовый погром здания строящегося медресе на окраине села. Нынешняя ситуация ещё раз напомнила о том, что по числу опасных очагов конфликта наша республика лидирует среди регионов страны, что серьёзно подрывает её и без того хрупкую систему безопасности.

В прошлом номере «ЧК» мы писали о предконфликтной ситуации, сложившейся вокруг строящегося медресе в Бабаюрте. Коротко напомним.

Около трёх месяцев назад в здании бывшей ветеринарной аптеки на окраине села появилась группа рабочих, которая начала проводить там ремонтные работы. В то же время местные жители разузнали, что здание в начале 2000-х было куплено бизнесменом Абасом Ибрагимовым, который, в свою очередь, подарил его Духовному управлению мусульман Дагестана (ДУМД). В 2003 году вышел приказ №005 за подписью ректора Северо-Кавказского исламского университета имени Мухаммад-Арифа А. Абдулаева, согласно которому в целях подготовки высококвалифицированных культовых служителей в северном регионе республики было принято решение открыть медресе в Бабаюрте. 

С тех пор как об этом стало известно местному населению, вопрос превратился в колоссальный источник раздражения. Во-первых, говорят люди, в Бабаюрте уже имеются два медресе с полной инфраструктурой, способные принять на обучение свыше 350 детей. Однако, по их утверждению, ДУМД не даёт лицензию на их деятельность. Во-вторых, открытие ещё одного медресе не было согласовано с местным джамаатом. Более того, несколько раз в Бабаюрте проходили сельские сходы, на которых люди выступали против строительства. С другой стороны, бабаюртовцы спрашивают: «Если они так хотят заботиться о наших детях, почему не построят детский сад или какой-нибудь оздоровительный центр для них? Здесь каждый второй ребёнок стоит в очереди».

Эти и другие вопросы звучали до 26 мая. В тот день в кабинете главы Бабаюртовского района Дадая Деветеева состоялось две встречи. Во время первой, с двумя сельскими активистами, Деветеев попросил их сформировать группу из десяти человек для продолжения разговора. Но и он не принёс удовлетворения. Глава района попросил делегатов подождать несколько дней, пока в село приедут люди из Махачкалы для обсуждения вопроса. Однако люди, как они выразились, уставшие от пустых обещаний, покинули кабинет. Во дворе их уже ждала группа молодых ребят. Они тут же направились к зданию будущего медресе, попросили рабочих покинуть здание и устроили погром: выбили окна, подожгли деревянный пол. В тот же день в Бабаюрт приехал и Абас Ибрагимов. Он, по словам местных жителей, пояснил, что в своё время получил гарантии о согласовании строительства медресе с сельским джамаатом, и пообещал прекратить финансирование работ. На следующий день в селе состоялся ещё один сход с участием более 1,5 тысячи человек. На нём Дадай Деветеев дал обещание, что строительство медресе прекращается. Тем не менее, по данным наших источников, вопрос строительства медресе педалируется несколькими высокопоставленными республиканскими чиновниками, что в данной обстановке может расцениваться как подливание масла в огонь.

Опасность ситуации состоит в ослаблении сдерживающих факторов. В результате вроде бы территориальный и имущественный спор грозит перерасти в более сложное противостояние, которое в перспективе способно привести к большому конфликту. В любом случае очевидно, что без республиканского, а возможно, и федерального, участия данная ситуация нежизнеспособна.  

Номер газеты