Отменный отказ

Муртазали Гасангусейнов у здания СУ СКР по РД

Муртазали Гасангусейнов возобновил одиночные пикеты. После очередного отказа следователя третьего отдела по расследованию особо важных дел Заирхана Харбилова привлечь к уголовной ответственности экс-начальника Шамильского РОВД Ибрагима Алиева, он 20 июля пикетировал здание Следственного управления СКР по РД. 

17 июля представители Муртазали Гасангусейнова – юрист Комитета против пыток Абубакар Янгулбаев и Джамбулат Гасанов – в Советском районном суде пытались обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении экс-начальника Шамильcкого РОВД Ибрагима Алиева от 7 марта. Представитель прокуратуры РД Сарсилов заявил ходатайство о прекращении судебного производства по жалобе, так как постановление следователя Заирхана Харбилова отменено прокуратурой 18 мая в связи с незаконностью и необоснованностью. Материалы направлены для организации дополнительной проверки. Это была третья отмена, а первая – состоялась лишь 1,5 года спустя, хотя своё решение следователь вынес 6 июня 2018 года. После этого он вновь отказал 28 декабря 2019 года и 7 марта 2020 года. 

Судья Валида Мукаилова прекратила судебное производство по данной жалобе. Гасангусейнов намерен обжаловать и дальше, как он считает, незаконные действия Харбилова, несмотря на понимание, что и Cледственный комитет, и прокуратура Дагестана нашли процессуальную лазейку волокитить дело.

Напомним, Ибрагим Алиев, будучи и. о. начальника Шамильского РОВД, в августе 2016 года составил ложную сводку о том, что «сотрудниками СОГ-5 УФСБ РФ по РД, ЦПЭ МВД по РД (с дислокацией в с. Гергебиль) совместно с сотрудниками РОВД Шамильского района проводилось ОРМ, неустановленные лица произвели выстрелы из автоматического оружия по правоохранителям, ответным огнём двое преступников были уничтожены». Ими оказались братья-пастухи Наби и Гасангусейн Гасангусейновы.

Алиев до сих пор не уволен из правоохранительных органов, а был переведён с понижением на должность участкового в Хунзахский район.

Также проверка проводилась в отношении сотрудников полиции Рагиба Ибишева, составившего рапорт, дежурного Хаджимурада Магомедова, который зарегистрировал его в КУСП. Затем была составлена суточная сводка за подписью Алиева. На его основании следователь Ренат Ибрагимов составил рапорт об обнаружении преступления, и было возбуждено уголовное дело по факту посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, а пастухи объявлены боевиками.

Из заключения служебной проверки, проведённой ОРЧ СБ МВД по РД от 21.12.2017 года, следует, что оперативный дежурный не организовал при заступлении на службу соответствующим образом выезд на место происшествия и полноценный сбор материала по поступившему сообщению о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и уничтожении преступников, опознанных как Наби и Гасангусейн Гасангусейновы, и в последующем передал недостоверную информацию в дежурную часть МВД по РД. Алиев не выполнил надлежащий контроль за деятельностью подчинённого и не убедился в достоверности сводки.

«Предварительная неправильная юридическая оценка поступившего сообщения о преступлении не образует сама по себе состав преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ, в этой части лишь действия Алиева и Магомедова носят признаки дисциплинарного нарушения, а в действиях Ибишева и Ибрагимова также отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ», – считает Харбилов, отказав в возбуждении дела.

Более того, в рамках проверки не установлено, что Алиев знал о недостоверности полученной информации. Следователь настаивает, что сводка носила просто информативный характер, а юридический статус рапорта никак не определяется. Однако эти документы послужили доказательной базой в рамках расследования уголовного дела против братьев Гасангусейновых.

Следователь пришёл к выводу, что поводом для возбуждения уголовного дела послужили не оперативная сводка и не рапорт Ибишева, а рапорт об обнаружении признаков преступлений, а основанием для возбуждения уголовного дела послужили достаточные данные, свидетельствующие (на тот момент) о совершении неустановленными лицами преступлений. Следователем Ибрагимовым был произведён осмотр места происшествия от 24.08.2016 г., в ходе которого обнаружены автоматы Калашникова, боеприпасы, ножи, стреляные гильзы, а также два трупа мужского пола в камуфлированной одежде. Алиев  пояснил ему, что узнал от начальника ОПЭ ЦПЭ МВД по РД Насрулы Исаева  о прозвучавших выстрелах в районе с. Гоор-Хиндах Шамильского района. Исаев пояснил, что ему кто-то (кто – он не помнит) из СОГ-5 сообщил, что в районе с. Гоор-Хиндах произошло боестолкновение сотрудников правоохранительных органов с вооружёнными лицами, в результате которого два неустановленных лица были ликвидированы.

Так как на тот момент каких-либо других сведений не было, уголовное дело было возбуждено законно и обоснованно и не отменено надзирающим прокурором и судом. Кроме того, Харбилов поясняет, что не затронуты права и свободы Муртазали Гасангусейнова и убитых сыновей, так как в отношении братьев не выносилось постановление о привлечении в качестве обвиняемых. В ходе следствия проведён значительный объём работы, в том числе допрошено более 70 свидетелей, произведено не менее 80 судебных экспертиз. В результате принято законное и обоснованное решение об отсутствии события преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. Более того, выяснилось, что 23.08.2016 года сотрудники вышеуказанных правоохранительных служб оперативно-разыскные мероприятия на территории с. Гоор-Хиндах и с. Кахиб Шамильского района не проводили и в боестолкновение с кем-либо не вступали.

Однако следователь забыл упомянуть, что на протяжении 1,5 лет отцу убитых чабанов и его представителям приходилось через суд обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела, выходить на митинги и пикеты, чтобы снять с сыновей клеймо боевиков. А при расследовании дела по убийству братьев Гасангусейновых с ноября 2017 года до сих пор не установлены убийцы и лицо, сообщившее начальнику ОПЭ ЦПЭ МВД по РД Насруле Исаеву о боестолкновении.

По мнению Харбилова, отсутствует причинно-следственная связь между предоставлением информации (сводки и рапорта) и смертью братьев. А вопрос причастности и соучастия Алиева, Магомедова и Ибишева в совершении убийства должен рассматриваться в рамках расследования уголовного дела по ст. 105 УК РФ, которое ведёт центральный аппарат СК РФ. ]§[

Номер газеты