«…а обвиняют чабана»

В воскресенье, 19 апреля, дагестанская диаспора Нефтекумского района Ставрополья выразила протест против произвола правоохранителей и необоснованных обвинений в адрес задержанных Магомеда Сулейбанова и Запира Ибрагимова.

В Доме культуры Нефтекумска собрались свыше 500 человек, в том числе жители села Махмуд-Мектеб, в котором проживал Сулейбанов – сельский депутат. Протестующие уверены, что Сулейбанов арестован необоснованно, а дело в отношении него сфальсифицировано.

Задержанным вменяют убийства директора ООО «Махмуд-Мектебское» Гадильбека Шиндяева и депутата районного совета Султана Аджахметова, совершённые в результате взрывов в 2013 году. На следующий день после задержания Сулейбанова во время обыска в его доме под кроватью была найдена граната. Родственники утверждают, что следователи принесли её с собой. Они отмечают, что при обыске почему-то не было замечено ружьё, висевшее за шкафом, а в качестве понятой следователи привели женщину, которая, по словам людей, неоднократно была замечена в воровстве скота.

Адвокат Сулейбанова Гасан Шамхалов утверждает, что обыск проводился без ордера, а следствие обосновывает его неотложностью. «Убийство совершено в 2013 году, а «неотложные следственные действия» проводят в конце 2014 года», – недоумевает он. 

Родственник Сулейбанова Магомед Курбанов: «Ему сказали: «Или на себя возьми убийство, или на кого-то укажи, иначе в карманах твоих детей найдём наркотики или у тебя дома что-то найдём». На следующий день к нему в камеру зашли и с улыбкой сказали: ‘‘У тебя дома гранату нашли’’».

Другой фигурант дела, Запир Ибрагимов, который дал показания на Сулейбанова, от них уже отказался, сказав, что они были взяты под пытками. Обвинение против него построено на том, что накануне убийств он находился в Нефтекумске и часто менял сим-карты.

У Сулейбанова, по словам родственников, не было никаких мотивов для совершения этого преступления. Шандиев, с которым он был хорошо знаком, собирался передать ему 200 га земли у его кутана, поэтому в его смерти он не был заинтересован. Ибрагимов приходится Сулейбанову родственником, поэтому, считают митингующие, следователи облегчили себе задачу, отнеся его к возможным заказчикам.

Основным мотивом убийств, согласно постановлению, являются давние разногласия между двоюродным братом Сулейбанова и убитыми, которые являлись руководителями СПК «Возрождение». СПК лишил дагестанцев земель вокруг кошар, после чего они безрезультатно пытались опротестовать в суде данное решение. «Уголовное дело возбудили по результатам обыска в доме Сулейбанова, но в отношении неустановленного лица и при этом перепутали номера уголовных дел. Они ссылаются на техническую опечатку, но в процессуальных документах любая опечатка влечёт недействительность документа», – утверждает адвокат. Эти и другие нарушения норм УПК в деле подзащитного после безрезультатных обжалований в вышестоящие инстанции вынудили его обратиться в Европейский суд по правам человека.

«По описаниям в справках взрывы произведены высококвалифицированным специалистом-подрывником, а обвиняют чабана. Единственное, что мы имеем, приезжая из Дагестана, – палка, которой пасём овец, но и этого нам не хотят оставить»,  – сказал митингующий родственник.

Родственники пообещали, что если в деле не будет положительных сдвигов, следующий митинг проведут на границе с Дагестаном. 

Номер газеты