«Незаменимых в России нет»

Верховный суд Дагестана рассматривает уголовное дело об убийстве начальника службы безопасности ОАО «Черномортранснефть» Сергея Сайпудинова. Он был найден убитым в своей машине 29 июля 2012 года в Кизляре. До этого на него уже было совершено два покушения.

На скамье подсудимых двое – Давуд Омаров и Абдул-Муслим Сулейманов. Дело рассматривает судья Закир Исрафилов с участием присяжных заседателей.

Согласно версии следствия, убийство организовал Омаров, а Сайпудинов мешал ему (в силу своих должностных обязанностей) похищать нефть из трубы. Для этого, как полагает следствие, он нанял Сулейманова, который за вознаграждение, 250 тыс. рублей, совершил убийство.

Ранее родственники подсудимого заявляли о пытках и давлении на него со стороны следствия с целью заставить его признаться в убийстве. Жалобы поступали и от его адвоката, которому в СИЗО Черкесска, куда он был этапирован, препятствовали встречам с подзащитным.

Очередное заседание суда 12 февраля началось с жалоб о пытках.

«Законом прописано, что нас можно пытать?» – задал риторический вопрос Сулейманов.

В этот день допросили свидетеля обвинения Валентину Квитко, которая была с Сулеймановым в машине во время его задержания. Она рассказала, что в тот день приехала с подсудимым из Кизляра в Махачкалу.

– Когда мы заехали в Махачкалу, нас задержали работники. На всех были маски. На вопросы Муслима они не отвечали. Минут 10–15 его не было, потом я в зеркало увидела, что он наклонён, а руки замотаны скотчем. Потом сзади меня сел работник с оружием. Ещё один залез в машину и пошарил по ней. Один попросил меня показать сумочку, её забрали, потом принесли и сказали, что в сумке лежит пистолет.

Свидетель сказала, что ни разу не видела у Сулейманова оружия. Прокурор заявил ходатайство об оглашении показаний, которые девушка давала следователям. В них она говорит, что «при обыске у Муслима нашли пистолет, который был за поясом», также согласно им она не помнит, была ли в момент задержания при ней сумочка или нет.

Девушка объяснила противоречия тем, что подписывала протоколы допроса под давлением следователя Александра Кузнецова, который «постоянно ей звонил».

«Если следователь вызывает вас для допроса, это не давление, это его работа», – напомнил свидетелю судья. Однако девушка сказала, что он постоянно «напоминал» ей, что она должна говорить в суде, что «ничего не помнит и не знает и что оружие было у Сулейманова с собой».

Также девушка сказала, что прокурор, участвующий в судебном разбирательстве, тоже звонил и приходил к ней домой, просил её «не забыть сказать, что у него было оружие».

Заседание, назначенное на 17 февраля, не состоялось из-за неоднократной неявки адвоката подсудимого Омарова – Саида Ибрагимова. Судья посоветовал Омарову нанять другого адвоката: «Незаменимых людей в России нет».

Следующее заседание назначено на 6 марта. 

Номер газеты