Не преступление, а проступок

В редакцию «ЧК» обратился сотрудник войск национальной гвардии Саид Муталибов, проходящий службу в Астрахани. В апреле 2017 года он приобрёл в Махачкале квартиру, но спустя время на неё объявился ещё один собственник, потребовавший освободить помещение. Мужчина считает, что к случившемуся причастно дагестанское Управление Росреестра.

Саид Муталибов, будучи сотрудником Росгвардии, приобрёл жильё по ул. Насрутдинова в Махачкале в рамках накопительно-ипотечной системы в соответствии с ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Так, участники этой системы имеют специальный счёт, на который государство ежегодно перечисляет накопительный взнос. Через три года накоплений у военнослужащего появляется возможность использовать эти средства как первоначальный взнос по ипотечному кредиту. Муталибов нашёл квартиру, и кредитная организация (ПАО «Сбербанк), проведя проверку, посчитала, что она соответствует всем требованиям, после чего был заключён договор купли-продажи. Продавец – Джамал Саидов.

Через некоторое время на указанную квартиру объявился другой собственник – Камиль Нухов, он потребовал от Муталибова освободить квартиру. «Он сказал, что, видимо, нас обоих обманул Саидов, два раза продав одну и ту же квартиру. Я, решив, что он вводит меня в заблуждение, поговорил с ним на повышенных тонах и сказал обращаться в суд. Немного позже мне позвонили из Сбербанка и сказали, что Ленинский районный суд Махачкалы в лице судьи Магомеда Онжолова вынес заочное решение, признав недействительным зарегистрированное за мной право собственности, и я подал встречный иск об отмене этого решения», – рассказывает Муталибов.

По его словам, Джамал Саидов перед продажей показал ему выписку из Росреестра, что на квартиру нет никаких обременений. Таким образом, выходит, что Управление Росреестра по РД зарегистрировало право собственности одновременно на двух лиц. Муталибов в том же году обратился в Прокуратуру РД с просьбой возбудить по данному факту уголовное дело. После обращения надзорного органа Управление дало ответ, где признаёт, что госрегистратор Кичиев зарегистрировал право собственности на Муталибова в нарушение закона, но виной тому стала «ошибка в системе…»

«В унаследованной информационной системе АИС «Юстиция» отсутствуют средства (сервисы) либо настройки, блокирующие осуществление перехода прав, когда ими распоряжается ненадлежащее лицо (не собственник), либо предупреждающие об этом пользователя системы», – указывается в ответе Управления. Там же говорится, что другие виновники произошедшего – специалисты Сбербанка и МФЦ, которыми «не было надлежаще проверено право на данный объект у продавца». 

Таким образом, Комиссия Управления Росреестра по Дагестану пришла к выводу, что госрегистратор совершил проступок, а не преступление, но в связи с тем, что с его момента прошло более 6 месяцев, «применение мер дисциплинарной ответственности не представляется возможным».

«Мне поступали разного рода угрозы и требования отстраниться от этого дела, поэтому я был вынужден временно забрать жену с детьми с собой в Астрахань», – рассказывает Муталибов.

Ленинский районный суд два раза вынес решение в пользу Камиля Нухова, признав его единственным собственником квартиры, Муталибов это решение обжаловал в апелляционном порядке. Судебное заседание назначено на 22 мая. ]§[

Номер газеты