[ «Матери Дагестана» – в Страсбург ]

В воскресенье, 8 июня, в Махачкале состоялась встреча специального уполномоченного по Северному Кавказу члена Европарламента Стайса Барта, президента международного фонда «Добро без границ» Имрата Эжеева с представителями комитета «Матери Дагестана» и родственниками людей, пострадавших от незаконных действий правоохранительных органов.

В ходе встречи, затянувшейся почти на 8 часов, Эжеев заслушал всех собравшихся родственников, а сами выступления были записаны на видео. Кроме родных пропавших без вести молодых людей, на встрече находились и родственники, чьи близкие подверглись незаконному задержанию и пыткам. По словам Эжеева, собранные данные и заявления станут предметом разбирательств в различных секциях Европарламента.
Председатель комитета «Матери Дагестана» Гюльнара Рустамова рассказала на встрече, что её поездка в Страсбург с 23 по 26 июня срывается по причине истечения срока её загранпаспорта, а надежды получить новый паспорт за оставшееся время нет. Рустамова была приглашена в качестве эксперта для участия в серии совместных мероприятий, организуемых правозащитной организацией Freedom House при Парламентской ассамблее Совета Европы. Вместо неё в Страсбург поедет член комитета Светлана Исаева.
Прокомментировала Рустамова и заявление президента РД Муху Алиева, сделанное им 2 июня на оперативном совещании. Тогда Алиев заявил, что Европа всё время работает против России и республики: «Может быть, у Рустамовой или других женщин остались вопросы. Я готов её принять. Желание выехать в Страсбург не её желание. Она будет игрушкой в руках всевозможных организаций. Нужно ли дагестанке в такой роли выступать?»
По словам Рустамовой, «у нас есть претензии к Алиеву: почему он ни разу нас не принял за это время, почему он как президент воспринимает за правду всё, что говорят ему силовики? Мы хотим, чтоб он и нас принял, выслушал. Хотим провести круглый стол, где будут руководители правоохранительных органов, родственники пропавших. И нам есть что заявить им, чтоб не быть голословными, – конкретные факты и фамилии».
Говоря об интервью с анонимным представителем Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ по ЮФО, опубликованном в газете «Новое дело», Рустамова заявила, что комитет готов дать опровержение в газету на данное интервью (сам ответ читайте на 4–5 стр.). А на саму газету, как и на автора статьи, комитет будет подавать в суд за клевету: «Мы ставим под сомнение сам факт получения интервью, мы думаем, что это – заказная статья».
Правозащитник Исалмагомед Набиев, комментируя ситуацию, был более категоричен: «Мы будем обращаться в суд за клевету на Хабиба Магомедова (главный редактор газеты «Новое дело». – Прим. ред.) и обращаться в прокуратуру о возбуждении уголовного дела. Я создал эту организацию (Комитет «Матери Дагестана. – Прим. ред.) и я её опекаю. Цель организации – говорить о фактах произвола со стороны правоохранительных органов. Президента Алиева каждый раз подставляют. У него источников информации, кроме как информации, которую дают правоохранительные органы, нет. И в данном случае я очень уверен, что это заказная статья МВД и следственным комитетом тут и не пахнет. И вместо того чтоб быть над этим, президент принимает сторону МВД и публично ругает «Матерей…».
Они ведь едут в Европу, потому что не услышаны их заявления о вопиющих нарушениях прав человека тут, в республике. Действия силовиков настолько безнаказанны, что о них нужно говорить, и при чём тут «Матери…»: они ведь ничего противозаконного не делают. Идёт война, уничтожается молодой генофонд республики; эти ребята ведь именно из-за своего возраста такие радикальные, а при нормальном раскладе они могли бы быть “локомотивом”».
Номер газеты