Лазурный оберег

В минувший понедельник в здании аэропорта Ниццы (Франция) был задержан член Совета Федерации РФ от Дагестана, магнат Сулейман Керимов. На третьи сутки пребывания в местном отделе полиции французская прокуратура предъявила ему официальное обвинение в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. В тот же день под залог в размере 5 млн евро суд отпустил Керимова на свободу, но ввёл серьёзные ограничительные меры.

Задержание Сулеймана Керимова произошло сразу по прибытии в аэропорт. По всей видимости, французские власти заранее были осведомлены о его прилёте и подготовились к процедуре задержания. Сразу после этого российский сенатор был препровождён в один из отделов полиции Ниццы. О задержании стало широко известно только спустя почти сутки. Одними из первых отреагировали коллеги Керимова, сенаторы. Член комитета Совфеда Константин Косачёв заявил, что российское дипломатическое ведомство как в Москве, так и во Франции предпринимает попытки к скорейшему освобождению Керимова, добавив, что он находится в постоянной и оперативной связи с МИДом РФ.

Попытки повлиять на ситуацию во вторник предприняли российские дипломаты из миссии в Марселе. Они прибыли в Ниццу и провели личную беседу с сенатором. Сразу после них с Керимовым побеседовали и следователи, однако в ходе допроса он полностью отказался признать свою вину.

Вскоре последовала и реакция Кремля. «Власти России приложат все усилия для защиты «законных интересов» задержанного во Франции члена Совета Федерации Сулеймана Керимова. Сенаторский фактор и то, что он является гражданином России, является залогом того, что мы приложим все усилия для защиты его законных интересов. Разумеется, особое значение имеет то, что он является носителем дипломатического паспорта, энергичная работа по отстаиванию интересов Сулеймана Керимова будет продолжена», –  сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, определив уровень действий МИДа РФ по делу Керимова как «интенсивный».

Тем не менее ни в этот, ни на следующий день его не освободили, а в среду утром ему продлили срок содержания под стражей ещё на одни сутки.

В первые после задержания дни российская сторона настаивала на скорейшем освобождении Сулеймана Керимова, так как он является членом Совета Федерации и, следовательно, относится к числу официальных должностных лиц страны, обладающих дипломатическим паспортом, пользуется иммунитетом и не может быть задержан на территории иностранного государства. Однако позднее стало известно о том, что у Керимова в момент задержания не было с собой дипломатического паспорта. В Совете Федерации на этот счёт сказали, что сенатор вылетел во Францию с частным визитом, а паспорт выдаётся только в случае служебных командировок.  

Утром в среду ситуация стала развиваться ещё более стремительно: французский суд предъявил российскому сенатору официальное обвинение в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на французскую прокуратуру, претензии к Керимову связаны с покупкой дорогой недвижимости на Лазурном берегу через подставные компании, с помощью чего удалось избежать уплаты налогов в полном объёме во французский бюджет. Кроме того, по данным этого же источника, Керимову вменяют «отмывание денег, полученных путём налогового мошенничества, совершённого организованной группой», на сумму, которая может достигать несколько десятков миллионов евро. Стоит добавить, что ранее по этому же делу были задержаны швейцарские бизнесмены Александр Штудхальтер и Филипп Боргетти, а также французский налоговый юрист Филипп Кьяверин.

В среду ситуацией вокруг задержания Керимова активно заинтересовались и в Государственной думе РФ. В частности, на заседании депутат Ризван Курбанов попросил коллег отреагировать в рамках парламентских полномочий и получил единогласную поддержку.

В тот же день МИД России направило французским коллегам ноту протеста в связи с задержанием российского сенатора, настаивая на том, что Сулейман Керимов имеет дипломатический иммунитет и не может быть задержан на территории других государств. Во французском дипломатическом ведомстве, в свою очередь, заявили, что рамки действия иммунитета задержанного определит французский судья.
 

В четверг утром поступила новая информация из Ниццы, состоялся суд по избранию меры пресечения сенатору. По словам прокурора Ниццы Жана-Мишеля Претра, избирая для Сулеймана Керимова меру пресечения, суд постановил, что он может остаться на свободе, но должен сдать французским властям свой паспорт и внести залог в размере 5 млн евро. Ему также запретили выезжать за пределы департамента Приморские Альпы и вступать в контакт с кругом лиц, чьи имена власти страны не раскрывают. Керимов обязан и несколько раз в неделю отмечаться в местной полиции. По французским законам, максимальное наказание по обвинениям, предъявленным Сулейману Керимову, – до 10 лет лишения свободы.

 

Дело – вилла

 

В тот же день французский Le Figaro выдал новую порцию деталей по этому делу. По данным издания, вместе с Керимовым в аэропорту полиция задержала ещё четверых человек. По данным собственного источника газеты, сенатору вменяют налоговое мошенничество, совершённое «организованной группой». Вполне возможно, что именно эти люди и входят в запретный круг общения сенатора. По крайней мере, по информации собеседника газеты, речь идёт о людях, которых Керимов якобы «использовал, или кто работал на него на его разных объектах недвижимости на Лазурном берегу».

Напомним, что в феврале этого года на вилле Hier на Лазурном берегу французская полиция проводила обыск, и тогда же отмечалось, что Керимов может быть одним из крупнейших владельцев недвижимости на Лазурном берегу. По данным издания Nice Matin, Hier – вилла площадью 12 тысяч кв. метров вместе с ещё тремя расположенными по соседству (Medy Roc, Lexa и Fiorella) – официально принадлежат швейцарскому финансисту Александру Штудхальтеру. Но французские правоохранительные органы считают, что эта недвижимость общей площадью 90 тысяч кв. метров принадлежит Сулейману Керимову, а Штудхальтер – лишь фиктивный собственник. По версии французских силовиков, официальная цена покупки виллы Hier составила 35 млн евро, ещё 61 млн евро был тайно перечислен на швейцарский счёт продавца, чтобы налог на эту сумму не был выплачен. Однако помощник Сулеймана Керимова Алексей Красовский тогда опроверг, что сенатор является собственником недвижимости.

Отметим, что в российских экспертных кругах не исключают того, что происходящее с Сулейманом Керимовым – это спланированная провокация в отношении нашей страны. ]§[ 

Номер газеты