Издержки Временного

Прошло семь лет с тех пор, как в посёлке Временный Унцукульского района прошла спецоперация силовиков, в ходе которой многие дома были разрушены, а имущество украдено или испорчено. Часть пострадавших жителей сумели спустя пять лет добиться выплат компенсаций, и только сейчас они восстанавливают свои квартиры. А другая часть только ожидает возмещения ущерба – оформляется второй поток документации. Но возникает очередная проблема – претендовать на эти деньги смогут только те, кто прописан в селе Гимры.

Напомним, всего под оцеплением посёлок находился с 18 сентября по 26 ноября 2014 года. А 6 октября 2014 года на время КТО все жители посёлка (около 900 человек) были выведены за пределы населённого пункта. Когда им позволили вернуться, многие обнаружили уничтоженное жильё и имущество. Всего разрушено 40 жилых домов и 205 жилых помещений.

Спустя семь лет посёлок, образованный для сотрудников ГЭС, стал официально одной из улиц села Гимры. Изначально Временный нигде не значился на балансе, потом его стали относить к посёлку Шамилькала и именно туда приходилось ездить за оформлением пособий и других соцвыплат. Но это продолжалось недолго. А в последнее время посёлок завис в воздухе. Неизвестный статус населённого пункта стал проблемой для пострадавших от КТО жителей, когда они стали претендовать на компенсации за ущерб и утрату имущества.

«В посёлке ни у кого не было зелёнок, только ордера на квартиры. Даже нумерации домов не было. Поэтому при оформлении документации на возмещение ущерба у властей появилось основание для отказа. Мы подняли этот вопрос, восстанавливали права через суд. И тогда было принято решение сделать посёлок одной из улиц села Гимры. А затем улицу Временную переименовали в ул. М. Айгунова», – рассказала одна из пострадавших Эльмира Гаджиева.

По её словам, после того как появился новый штамп о прописке, в госорганах стали говорить, что этот паспорт недействительный и возникали проблемы с оформлением материнского капитала. Дело в том, что прежде чем ставить штамп с новой пропиской, нужно было сделать штамп о выписке по старому адресу. Гаджиева отметила, что сейчас вроде бы ситуация с паспортами решается. Однако ей, например, отказывают в выплате компенсации, так как у неё прописка в посёлке Шамилькала.

«У нас в 1988 году сгорел дом в Гимрах и нам выдали однокомнатную квартиру в Шамилькале. Постоянно проживала с 2005 года в посёлке Временный с семьёй, а в Шамилькалу иногда приезжала, когда не было воды дома. При этом моим четверым детям выплатили компенсацию по 100 тыс. рублей. Как мои несовершеннолетние дети могли жить во Временном без меня? Есть и свидетели, подтверждающие, что я там проживала», – вспоминает женщина.

Несмотря на это, Гаджиева проиграла суд и не попала в первый список пострадавших. Также в базе МВД РД не оказалось её внука, которому тоже положена компенсация. При этом, по её словам, было много пострадавших, прописанных в других местах, но не повезло только ей и ещё одной женщине, зарегистрированной в Буйнакске. Сейчас готовится второй поток документов на выплату компенсаций и Эльмира Гаджиева вновь собирается через суд восстановить своё право на возмещение ущерба. Ситуация с выплатами вновь осложняется в связи с тем, что в МЧС по РД им заявили, что деньги получат только те, кто прописан в Гимры.

«Во время спецоперации нас не было дома. Во Временном в этот период  практически не жила, так как одному из сыновей из травматического пистолета попали в глаз, и мы были в разъездах по больницам в Махачкале, Москве. В сентябре 2014 года я забрала младшего сына, закрыла квартиру и поехала в Махачкалу. Трое детей  уже там учились в лицее и в университете. Когда вернулись, не обнаружили ничего из техники, мебели, одежды. Были отрезаны все коммуникации», – рассказала женщина. Она добавила, что пострадавшим не возмещают ущерб за ремонт по дефектным актам.

К восстановлению квартиры во Временном семья Гаджиевых приступает только сейчас. Компенсация в 400 тыс. рублей хватит только на сам ремонт, на мебель и бытовую технику денег уже не хватит. По её словам, в преддверии выборов во дворе пострадавшего дома благоустроили детскую площадку.

 

«Перешли в статус бомжей»

 

9 ноября 2019 года правительство России подписало распоряжение о выплате компенсации в размере 58,3 млн рублей жителям Временного, дома и имущества которых были уничтожены во время спецоперации в 2014 году. Деньги поступили в республику 21 ноября 2019 года, однако до людей сразу не дошли. Из-за нерасторопности чиновников 5 млн рублей пришлось вернуть в федеральный центр, так как до конца года не успели их выплатить. Теперь ведётся работа по возврату этих средств.

Согласно распоряжению Правительства РФ, компенсироваться будет только ущерб за бытовые предметы и технику. Жителям посёлка выплатили по 100 тысяч рублей за имущество, разрушенное полностью, и по 50 тысяч рублей 30 сельчанам за частично разрушенное имущество.

Распоряжению Правительства РФ предшествовало пять лет судебных тяжб, а также пять обращений к председателю правительства России и уполномоченному по правам человека в РФ. Кроме того, жители обращались в Следственный комитет и требовали признать действия сотрудников силовых структур во время КТО незаконными, но следователи ничего незаконного не нашли.

Всего компенсации добивались 630 пострадавших. Из списков были исключены 160 человек, в том числе дети, которые должны попасть во второй поток очереди.

Отметим, что в июле в Верховный суд РД обратились 20 жителей посёлка с жалобой на отказ Унцукульского районного суда принять их иск об установлении места проживания. Также они просили содействовать в получении компенсаций сенатора Сулеймана Керимова.

Пострадавшие утверждают, что после КТО они перешли в статус бомжей. «Сейчас кто-то живёт во времянках, кто-то у родственников, а те, у кого не было такого выхода, проживают в разрушенных домах без нормальных человеческих условий», – говорится в письме к Керимову. Люди считают, что в затягивании выплат виновна администрация Унцукульского района, не собравшая необходимую информацию.

После спецоперации с 18 сентября по 26 ноября 2014 года чиновники не составили необходимую документацию по нанесённому ущербу, а в дальнейшем не согласовывали документы для обращения в Минфин РФ, чтобы получить компенсацию. В 2019 году администрация Унцукульского района ответила, что не составлялись акты повреждённых домов, а повторное составление актов и обследование домов невозможно в связи с заселением жителей в свои дома.

В мае 2019 года Советский районный суд Махачкалы признал незаконным бездействие администрации Унцукульского района, МВД Дагестана. Верховный суд РД оставил в силе это решение. Также через суд были обжалованы действия МВД Дагестана, исключившего из списка жителей пос. Временного без прописки. ]§[

Номер газеты